Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕММЕНИ́

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 501

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ДЕММЕНИ́ Ев­ге­ний Сер­гее­вич [28.2(12.3).1898, С.-Пе­тер­бург – 23.1.1969, Ле­нин­град], рос. ак­тёр, ре­жис­сёр, засл. арт. РСФСР (1934). Окон­чил Ни­ко­ла­ев­ский ка­дет­ский кор­пус, офи­цер­ские кур­сы Па­же­ско­го кор­пу­са в С.-Пе­тер­бур­ге. Уча­ст­во­вал в 1-й ми­ро­вой вой­не, с 1917 в Крас­ной Гвар­дии. По­сле де­мо­би­ли­за­ции (1922) в Ле­нингр. ТЮЗе. В 1924 ор­га­ни­зо­вал при нём «Те­атр Пет­руш­ки», где вы­сту­пал как ак­тёр и ре­жис­сёр. В 1930 этот кол­лек­тив объ­е­ди­нил­ся с Те­ат­ром ма­рио­не­ток Л. В. Ша­по­ри­ной-­Яков­ле­вой и по­лу­чил назв. Ле­нингр. ку­коль­но­го те­ат­ра (ны­не С.-Пе­терб. те­атр ма­рио­не­ток им. Е. С. Дем­ме­ни); Д. внёс зна­чит. вклад в фор­ми­ро­ва­ние при нём уни­каль­ной кол­лек­ции ку­кол – ок. 1000 экс­по­на­тов. Ста­вил пред­став­ле­ния для де­тей («Юк­ки и Лол» Ю. А. Гау­ша, 1929; «Ко­нёк-Гор­бу­нок» по П. П. Ер­шо­ву, 1938) и для взрос­лых («Свадь­ба» по А. П. Че­хо­ву, 1928; «По­весть о том, как по­ссо­ри­лись Иван Ива­но­вич с Ива­ном Ни­ки­фо­ро­ви­чем» по Н. В. Го­го­лю, 1929; «Про­каз­ни­цы Винд­зо­ра» У. Шек­спи­ра, 1947; «Ле­карь по­не­во­ле» Моль­е­ра, 1960). Впер­вые осу­ще­ст­вил по­ста­нов­ки пьес для ку­кол С. Я. Мар­ша­ка («Ко­зёл» и «Пет­руш­ка-ино­стра­нец», обе 1925; «Кош­кин дом», 1926; «Ум­ные ве­щи», 1947, и др.) и Е. Л. Швар­ца («Пус­тя­ки», 1932; «Ку­коль­ный го­род», 1939; «Сказ­ка о по­те­рян­ном вре­ме­ни», 1940). При уча­стии Д. бы­ли соз­да­ны те­ат­ры ку­кол в Ниж­нем Нов­го­ро­де, Сверд­лов­ске (ны­не Ека­те­рин­бург), Харь­ко­ве, Одес­се, Тби­ли­си, Не­жи­не и др. го­ро­дах. Со­дей­ст­во­вал по­вы­ше­нию куль­ту­ры ку­коль­но­го те­ат­ра, раз­ви­тию ис­пол­ни­тель­ско­го мас­тер­ст­ва, соз­да­нию спец. дра­ма­тур­гии. Раз­ра­ба­ты­вал ме­то­до­ло­гич. про­бле­мы ку­коль­но­го спек­так­ля. С 1930 вы­сту­пал на эс­т­ра­де. На­сы­щен­ные муз. и тан­це­валь­ны­ми но­ме­ра­ми пред­став­ле­ния Д. но­си­ли па­ро­дий­ный, иро­нич­ный ха­рак­тер («Сек­ре­тарь и обезь­я­на», 1934; «Ан­на Ка­ре­ни­на», 1936; «Оп­ти­ми­сти­че­ская сим­фо­ния», 1940). Сре­ди са­мых по­пу­ляр­ных но­ме­ров, мно­гие го­ды не схо­див­ших с эс­т­ра­ды, – «12-я рап­со­дия Лис­та». В 1928 на ос­но­ве спек­так­ля «Макс и Мо­риц» по кни­ге В. Бу­ша Д. соз­дал пер­вый в Ев­ро­пе иг­ро­вой ку­коль­ный фильм. В 1939 по­ста­вил пер­вый отеч. те­ле­ви­зи­он­ный ку­коль­ный фильм «Шко­ляр в раю» по Г. Сак­су. Вёл пе­да­го­гич. ра­бо­ту, в т. ч. пре­по­да­вал на соз­дан­ных в 1927 пер­вых в стра­не кур­сах по под­го­тов­ке проф. ре­жис­сё­ров, ак­тё­ров и ху­дож­ни­ков-ку­коль­ни­ков.

Соч.: За пет­ру­шеч­ной шир­мой. М.; Л., 1930; Кук­лы на сце­не. Л.; М., 1949; При­зва­ние – ку­коль­ник. [Ста­тьи. Вы­сту­п­ле­ния. За­мет­ки]. Л., 1986.

Лит.: Смир­но­ва НИ. Ис­кус­ст­во иг­раю­щих ку­кол. М., 1983.

Вернуться к началу