Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДЕ́ВРИЕ́НТ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 412

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Л. Девриент – Король Лир (одноимённая трагедия У. Шекспира).

ДЕ́ВРИЕ́НТ (Devrient) Люд­виг (15.12.1784, Бер­лин – 30.12.1832, там же), нем. ак­тёр. Один из вид­ней­ших пред­ста­ви­те­лей ро­ман­тиз­ма в нем. те­ат­ре. В 1804 под влия­ни­ем А. В. Ифф­лан­да (во­пре­ки во­ле се­мьи) всту­пил в те­ат­раль­ную труп­пу, га­ст­ро­ли­ро­вав­шую по Тю­рин­гии. В 1804–07 вы­сту­пал под фа­ми­ли­ей Герц­берг. По­тер­пев не­уда­чу в ам­п­луа «лю­бов­ни­ка», пе­ре­шёл на ха­рак­тер­ные ро­ли, ко­то­рые рас­кры­ли его сце­нич. ода­рён­ность. С 1805 в при­двор­ном те­ат­ре в Дес­сау, где впер­вые сыг­рал луч­шую из сво­их ро­лей – Фран­ца Мо­ора («Раз­бой­ни­ки» Ф. Шил­ле­ра). С 1809 в Гор. те­ат­ре Брес­лау. С 1814 в Бер­лин­ском ко­ро­лев­ском те­ат­ре. Сре­ди луч­ших ро­лей – шек­спи­ров­ские об­ра­зы (Ко­роль Лир – «Ко­роль Лир», Яго – «Отел­ло», Фаль­стаф – «Ген­рих IV», Шей­лок – «Ве­не­ци­ан­ский ку­пец»), а так­же Ру­денц и Гесс­лер («Виль­гельм Телль» Шил­ле­ра), Гар­па­гон («Ску­пой» Моль­е­ра). Под­чёр­ки­вая в сво­их ге­ро­ях воз­бу­ж­даю­щие ужас, при­чуд­ли­вые и смеш­ные чер­ты, Д. умел пе­ре­дать ед­ва уло­ви­мые осо­бен­но­сти ха­рак­те­ра с пре­дель­ной вы­ра­зи­тель­но­стью и по­этич. юмо­ром. По сви­де­тель­ст­ву со­вре­мен­ни­ков, он об­ла­дал си­лой гип­но­тич. воз­дей­ст­вия на зри­тель­ный зал. Ро­до­на­чаль­ник те­ат­раль­ной ди­на­стии; по его сто­пам по­шли пле­мян­ни­ки Эду­ард Фи­липп (1801–77) и Гус­тав Эмиль (1803–72), а так­же сын Эду­ар­да Фи­лип­па – От­то (1838–94) и сын Гус­та­ва Эми­ля – Макс (1857–1929). Э. Т. А. Гоф­ман, друг и еди­но­мыш­лен­ник ак­тёра, соз­дал об­раз Д. в сво­ей кн. «Не­обы­чай­ные стра­да­ния од­но­го те­ат­раль­но­го ди­рек­то­ра» (1819).

Лит.: Altmann G. L. Devrient. B., 1926; Тро­иц­кий З. Л. К. Зей­дель­ман и фор­ми­ро­ва­ние сце­ни­че­ско­го реа­лиз­ма в Гер­ма­нии. М.; Л., 1940; Ulenberg H. L. Devrient. [B.], 1948.

Вернуться к началу