Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДАНИ́ЛОВА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 290

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ф. М. Крымко
А. Д. Данилова в костюме для балета «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина. Художник З. Е. Серебрякова. 1922. Центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина.

ДАНИ́ЛОВА Алек­сан­д­ра Дио­нись­ев­на (20.11.1903, Пе­тер­гоф – 13.7.1997, Нью-Йорк), рос. ар­ти­ст­ка ба­ле­та, пе­да­гог, хо­рео­граф. В 1921 окон­чи­ла Пет­рогр. те­ат­раль­ное уч-ще (пе­да­го­ги Е. П. Гердт, В. А. Се­мё­нов, О. И. Пре­об­ра­жен­ская, А. Я. Ва­га­но­ва). В 1921–24 ар­ти­ст­ка Пет­рогр. те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та. Сре­ди пар­тий: Жар-пти­ца («Жар-пти­ца» И. Ф. Стра­вин­ско­го), Бе­ре­ни­ка («Еги­пет­ские но­чи» А. С. Арен­ско­го), Мир­та («Жи­зель» А. Ада­на). В 1924 уе­ха­ла за гра­ни­цу, до 1929 ве­ду­щая со­ли­ст­ка Рус­ско­го ба­ле­та Дя­ги­ле­ва. В 1929–38 тан­цов­щи­ца разл. трупп в Ве­ли­ко­бри­та­нии и Фран­ции («Бал­ле рюс де Мон­те-Кар­ло», «Бал­ле рюс дю ко­ло­нель де Ба­зиль» и др.). Вы­сту­па­ла в по­ста­нов­ках Л. Ф. Мя­си­на (Улич­ная тан­цов­щи­ца – «Пре­крас­ный Ду­най» на муз. И. Штрау­са, Про­дав­щи­ца пер­ча­ток – «Па­риж­ское ве­се­лье» на муз. Ж. Оф­фен­ба­ха, и др.). В 1938–52 ба­ле­ри­на труп­пы «Бал­ле рюс де Мон­те-Кар­ло». Вы­сту­па­ла в англ. труп­пах «Сэд­лерс-Уэллс бал­ле» (1949) и «Лон­дон фес­ти­вал бал­ле» (1952, 1955). В 1954–56 име­ла собств. труп­пу. В 1940–50-е гг. Д. – наи­бо­лее из­вест­ная клас­сич. тан­цов­щи­ца США, она при­внес­ла в амер. ба­лет­ное иск-во тра­ди­ции рус. ис­пол­ни­тель­ско­го ма­стер­ст­ва. Вы­сту­па­ла в пар­ти­ях клас­сич. ре­пер­туа­ра (Одет­та – «Ле­бе­ди­ное озе­ро» П. И. Чай­ков­ско­го, Сва­ниль­да – «Коп­пе­лия» Л. Де­ли­ба, Рай­мон­да – «Рай­мон­да» А. К. Гла­зу­но­ва) и в ба­ле­тах М. М. Фо­ки­на («Жар-пти­ца» Стра­вин­ско­го, «Силь­фи­ды» на муз. Ф. Шо­пе­на); соз­да­ла ве­ду­щие пар­тии в ба­ле­тах Дж. Ба­лан­чи­на («Бал» В. Рие­ти, «Кон­церт­ные тан­цы» на муз. Стра­вин­ско­го, «Ноч­ная тень» на муз. В. Бел­ли­ни). В ко­ме­дий­ных ро­лях ис­пол­не­ние Д. от­ли­ча­ли эле­гант­ность, шарм; в клас­си­ке – стро­гость и чис­то­та фор­мы. В 1957 ос­та­ви­ла сце­ну. Не­од­но­крат­но во­зоб­нов­ля­ла в амер. и ев­роп. труп­пах ба­ле­ты клас­сич. на­сле­дия («Щел­кун­чик» Чай­ков­ско­го, 1961, Ва­шинг­тон; «Коп­пе­лия» Де­ли­ба, 1961, Ми­лан; 1974, Нью-Йорк, совм. с Ба­лан­чи­ным). В 1959–61 ста­ви­ла тан­цы в опе­рах на сце­не те­ат­ра «Мет­ро­по­ли­тен-опе­ра». В 1970–80-х гг. пре­по­да­ва­ла в Шко­ле амер. ба­ле­та.

Соч.: Choura: the memoirs of A. Danilova. N. Y., 1986.

Лит.: Twysden A. E. A. Danilova. N. Y., 1947.

Вернуться к началу