Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЮНЕ́Й

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 206

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Шахов

ГЮНЕ́Й (Güney) Йыл­маз (псевд.; наст. имя и фам. Йыл­маз Ха­мит ог­лы Пю­тюн, Pütün) (1.4.1937, дер. Енид­жа, под Ада­ной – 9.9.1984, Па­риж), тур. ки­но­ре­жис­сёр, сце­на­рист, ак­тёр. В 1958 по­сту­пил на эко­но­мич. ф-т Стам­буль­ско­го ун-та, но был об­ви­нён в ком­му­ни­стич. про­па­ган­де, от­чис­лен и от­дан под суд. За вре­мя след­ст­вия снял­ся в филь­мах А. Йыл­ма­за «Лань» и «Де­ти этой стра­ны». В 1961–63 на­хо­дил­ся в за­клю­че­нии. По­сле ос­во­бо­ж­де­ния мно­го сни­мал­ся в ки­но, по­лу­чив про­зви­ща «ко­ро­ля бед­ня­ков» и «не­кра­си­во­го ко­ро­ля эк­ра­на». Как ре­жис­сёр де­бю­ти­ро­вал в 1967 («Я – Ке­рим»). При­зна­ние при­нес­ли ре­шён­ные в сти­ли­сти­ке нео­реа­лиз­ма филь­мы «Сей­ит-хан» (1968) – о че­ло­ве­ке из на­ро­да, за­щит­ни­ке сла­бых и уг­не­тён­ных, и «Не­кра­си­вый» (1969) – о слож­ном пу­ти ак­тё­ра. Как сце­на­рист, ре­жис­сёр и ис­пол­ни­тель гл. ро­лей Г. вы­сту­пил в филь­мах «На­де­ж­да», «Жи­вая ми­шень» (оба 1970), «Бег­ле­цы», «Афе­ри­сты», «Зав­тра по­след­ний день», «От­ча­яв­шие­ся», «Оби­да», «Скорбь», «Отец» (все 1971), ис­сле­дую­щих про­бле­мы че­ло­ве­че­ской лич­но­сти в кон­тек­сте слож­ной нац. дей­ст­ви­тель­но­сти. В 1972 осу­ж­дён за пре­дос­тав­ле­ние убе­жи­ща и ма­те­ри­аль­ной по­мо­щи анар­хи­стам. Ос­во­бо­див­шись по ам­ни­стии, в 1974 по­ста­вил ф. «То­ва­рищ» – о тур. ин­тел­ли­ген­ции. В том же го­ду был аре­сто­ван в третий раз. На­хо­дясь в за­клю­че­нии, на­пи­сал сце­на­рии к филь­мам «От­пуск» и «На­ста­нет день» (1975, ре­жис­сё­ры Т. Гюр­су и Б. Ол­га­ча), «Ста­до» (1978, реж. З. Ок­тен; гл. пр. Мкф в Ло­кар­но) и др. В 1981, со­вер­шив по­бег и по­лу­чив по­ли­тич. убе­жи­ще во Фран­ции, за­кон­чил на­ча­тый реж. Ш. Гё­ре­ном ф. «До­ро­га», тра­гич. по­ве­ст­во­ва­ние о за­клю­чён­ных и их семь­ях (гл. пр. Мкф в Кан­не). В ос­но­ву сня­той в эмиг­ра­ции по­след­ней ра­бо­ты Г. («Сте­на», 1983) лег­ли ре­аль­ные со­бы­тия – вос­ста­ние де­тей-под­ро­ст­ков в тюрь­ме и его жес­то­кое по­дав­ле­ние. Ав­тор 4 ро­ма­нов, а так­же рас­ска­зов и др.

Лит.: Yalcin A. Y. Guney dosyasi. Istanbul, 1977; Гу­сей­нов А. Й. Гю­ней. Жизнь – под­виг. М., 1987.

Вернуться к началу