Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУ́ТМАН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 190

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Лопатин

ГУ́ТМАН Да­вид Гри­горь­е­вич (Да­выд Гир­ше­вич) (1884, Вят­ка – 12.2.1946, Мо­ск­ва), рос. ре­жис­сёр, дра­ма­тург. Один из ини­циа­то­ров соз­да­ния в Рос­сии те­ат­ров ми­ниа­тюр. Окон­чил Дрез­ден­ский по­ли­тех­нич. ин-т. С 1903 ра­бо­тал в дра­ма­тич. те­ат­рах Ниж­не­го Нов­го­ро­да, Смо­лен­ска, Ка­за­ни и др. В 1909–11 воз­глав­лял один из пер­вых те­ат­ров ми­ниа­тюр – харь­ков­ский «Го­лу­бой глаз» («Не­зна­ком­ка» А. А. Бло­ка, и др.). В даль­ней­шем ру­ко­во­дил те­ат­ра­ми ми­ниа­тюр Кие­ва и Рос­то­ва-на-До­ну (1910–15), Те­ат­ром ми­ниа­тюр П. П. Струй­ско­го (1915) и Пет­ров­ским те­ат­ром ми­ниа­тюр (1917 и 1922) в Мо­ск­ве (соз­да­тель мас­ки Пье­ро для А. Н. Вер­тин­ско­го), ку­коль­ным те­ат­ром «Ре­во­лю­ци­он­ный Пет­руш­ка» в Ту­ле (1918), Сво­бод­ным те­ат­ром в Во­ро­не­же (1917–20). В 1920–22 гл. ре­жис­сёр моск. Те­рев­са­та (ны­не Моск. те­атр им. Вл. Мая­ков­ско­го), где по­ста­вил по­лит­обоз­ре­ние «Пу­те­ше­ст­вие Буль­бу­са 17–21», на­пи­сан­ное им совм. с А. М. Ар­го и Н. А. Адуе­вым. В его спек­так­лях иг­ра­ли В. Н. Да­вы­дов, А. П. Кто­ров, М. И. Ба­ба­но­ва, Л. О. Утё­сов. В 1923–24 Г. ру­ко­во­дил Сво­бод­ным Са­ти­ра­ги­том в Ба­ку. В 1924 соз­дал (совм. с В. Я. Ти­по­том) Моск. те­атр са­ти­ры, в 1926 – Ле­нингр. те­атр са­ти­ры (ку­да при­гла­сил Б. А. Ба­боч­ки­на и др.). От­да­вал пред­поч­те­ние жан­ру обо­зре­ния как наи­бо­лее гиб­кой и ост­рой фор­ме са­ти­рич. пред­став­ле­ния. По­ощ­рял ак­тёр­скую фан­та­зию, им­про­ви­за­цию, пер­во­сте­пен­ное вни­ма­ние уде­ляя вы­ра­зи­тель­но­сти сце­нич. ре­чи. Сре­ди по­ста­но­вок Г. (тек­сты на­пи­са­ны им совм. с В. З. Мас­сом, В. Я. Ти­по­том, Н. Р. Эрд­ма­ном): «Мо­ск­ва с точ­ки зре­ния» (1924), «Спо­кой­но – сни­маю», (1925), «На­счёт люб­ви» (1926), «Мы па­ха­ли» (1927). В 1928–29 ре­жис­сёр Моск. мю­зик-хол­ла, где совм. с К. Я. Го­лей­зов­ским по­ста­вил ре­вю «Сто ми­нут ре­пор­тё­ра» (1928), «Ту­да, где льды» (1929) и др. В 1930–37 ра­бо­тал в Ле­нингр. мю­зик-хол­ле. В 1938 воз­гла­вил Моск. те­атр ми­ниа­тюр. В 1941–42 ор­га­ни­зо­вал те­атр «Яс­т­ре­бок» при клу­бе ми­ли­ции в Мо­ск­ве. Сни­мал­ся в ки­но («Но­вый Ва­ви­лон», «Де­ти ка­пи­та­на Гран­та», «Пётр I» и др.).

Лит.: Ува­ро­ва Е. Эс­т­рад­ный те­атр: ми­ниа­тю­ры, обо­зре­ния, мю­зик-хол­лы. М., 1983; Крас­нян­ский Э. Слу­ги трех муз. М., 1987; Мо­ск­ва с точ­ки зре­ния. Эс­т­рад­ная дра­ма­тур­гия 20–60-х гг. М., 1991; Дмит­ри­ев Ю. А. Те­ат­раль­ная Мо­ск­ва (1920-е гг.). М., 2000.

Вернуться к началу