Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРЮ́НДГЕНС

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 97

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Г. Грюндгенс (слева) в трагедии «Смерть Валленштейна» Ф. Шиллера.

ГРЮ́НДГЕНС (Gründgens) Гус­тав (Гус­таф) (22.12.1899, Дюс­сель­дорф – 7.10.1963, Ма­ни­ла; по­хо­ро­нен в Гам­бур­ге), нем. ак­тёр и ре­жис­сёр. В 1917 всту­пил во фрон­то­вую труп­пу «Са­ар­лу­ис», ко­то­рую че­рез год воз­гла­вил. В 1920 окон­чил Выс­шую шко­лу сце­нич. иск-ва в Дюс­сель­дор­фе. Иг­рал в те­ат­рах Халь­бер­штад­та (1920), Ки­ля (1921), Бер­ли­на (1922), в гам­бург­ском «Кам­мер­шпи­ле» (1923–28), где впер­вые вы­сту­пил как ре­жис­сёр. Со­труд­ни­чал с Э. Пис­като­ром, М. Рейн­хард­том. В 1928–32 и 1946 ак­тёр и ре­жис­сёр бер­лин­ско­го «Не­мец­ко­го те­ат­ра». Так­же ста­вил спек­так­ли в бер­лин­ских «Кролль-опе­ре» и Нем. гос. опе­ре. С 1934 ру­ко­во­дил Прус­ским гос. те­ат­ром в Бер­ли­не. В 1945 был ин­тер­ни­ро­ван сов. вла­стя­ми и про­вёл в ла­ге­ре 9 мес. В 1947 ре­жис­сёр те­ат­ра «Ка­ба­ре» в Зап. Бер­ли­не. В 1947–1955 ру­ко­во­дил те­ат­ром Дюс­сель­дор­фа, в 1955–63 – Гам­бург­ским нем. дра­ма­тич. те­ат­ром, сде­лав его труп­пу од­ной из ве­ду­щих в ФРГ. В 1948–50 пре­зи­дент нем. Те­ат­раль­ной ас­со­циа­ции. Для ре­жис­су­ры Г. ха­рак­тер­ны склон­ность к под­чёрк­ну­то ус­лов­ной фор­ме, гро­те­ску, ску­пость и стро­гость вы­ра­зит. средств: «Ко­роль Лир» (1934), «Две­на­дца­тая ночь» (роль Маль­во­лио) и «Ри­чард III» (оба 1937) У. Шек­спи­ра, «Тень» Е. Л. Швар­ца (1947), «Чай­ка» А. П. Че­хо­ва (1948, роль Три­го­ри­на), «Про­цесс» по Ф. Каф­ке (1950), «Свя­тая Ио­ан­на ско­то­бо­ен» Б. Брех­та (1959). Сдер­жан­ное изя­ще­ст­во, при­су­щее его сце­нич. ма­не­ре, до­пол­ня­лось экс­прес­сив­но­стью жес­та и ре­чи: Гам­лет (од­но­им. тра­ге­дия Шек­спи­ра), Франц Мо­ор, Фие­ско, Вал­лен­штейн («Раз­бой­ни­ки», «За­го­вор Фие­ско в Ге­нуе», «Смерть Вал­лен­штей­на» Ф. Шил­ле­ра), мар­киз фон Кейт (од­ноим. пье­са Ф. Ве­де­кин­да) и др. Судь­бо­нос­ной ста­ла для Г. роль Ме­фи­сто­феля («Фа­уст» И. В. Гё­те), ко­то­рую актёр ис­пол­нял в те­че­ние мн. лет. Сни­мал­ся в филь­мах: «Жен­щи­на на Лу­не», «М», «Флирт», «Дан­тон», «Пиг­ма­ли­он» и др. По­ста­вил филь­мы: «В го­ро­де всё вверх но­га­ми» (1933), «При­хо­ти» (1937), «Шаг в сто­ро­ну» (1939), «Два ми­ра» (1940), «Фа­уст» (1960, роль Фау­ста). Вы­сту­пал так­же как про­дю­сер и сце­на­рист. Ра­бо­тал на ТВ. Жизнь и твор­че­ст­во Г. по­слу­жи­ли те­мой для ро­ма­на К. Ман­на «Ме­фи­сто» (1936, эк­ра­ни­зи­ро­ван И. Са­бо в 1981).

Соч.: Briefe, Aufsätze, Reden. Hamb., 1967; «Lass mich ausschlafen». Münch., 1982.

Лит.: Goertz H. G. Gründgens. 5. Aufl. Rein­bek bei Hamburg, 1995.

Вернуться к началу