Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРОТО́ВСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 44

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. М. Степанова

ГРОТО́ВСКИЙ (Grotowski) Ежи (11.8.1933, Же­шув, Поль­ша – 14.1.1999, Пон­те­де­ра, Ита­лия; прах по­сле кре­ма­ции раз­ве­ян в Ин­дии), польск. ре­жис­сёр, тео­ре­тик те­ат­ра. Окон­чив ак­тёр­ский ф-т Выс­шей те­ат­раль­ной шко­лы в Кра­ко­ве (1955), про­хо­дил го­дич­ную ре­жис­сёр­скую ста­жи­ров­ку в ГИТИСе (курс Ю. А. За­вад­ско­го). Как ре­жис­сёр де­бю­ти­ро­вал в 1957 спек­так­лем «Сту­лья» Э. Ио­не­ско в Ста­ром те­ат­ре (Кра­ков). В 1959 ос­но­вал «Те­атр 13 ря­дов» в Опо­ле, в 1962 пе­ре­име­но­ван­ный в Те­атр-Ла­бо­ра­то­рию (в 1965 пе­ре­ехал во Вроц­лав). В про­грамм­ной ста­тье «На пу­ти к Бед­но­му те­ат­ру» (1965) Г. сфор­му­ли­ро­вал прин­ци­пы раз­ра­бо­тан­ной им те­ат­раль­ной сис­те­мы. «Бед­ный те­атр» ис­поль­зу­ет толь­ко гл. со­став­ляю­щие те­ат­раль­но­го иск-ва – ак­тё­ра и зри­те­ля; ос­во­бо­ж­де­ние от зву­ко­во­го, све­то­во­го оформ­ле­ния, ма­ши­не­рии и т. д., кон­цен­тра­ция ду­хов­ной и проф. тех­ни­ки ак­тё­ра мак­си­маль­но при­бли­жа­ют зри­те­ля к про­ис­хо­дя­ще­му. Ре­жис­сёр по­мо­га­ет ак­тё­ру вы­яв­лять внутр. про­цес­сы, про­ис­хо­дя­щие в нём во вре­мя во­пло­ще­ния об­раза. Ак­тёр на сце­не по­зна­ёт се­бя, от­кры­вая свои фи­зич. и пси­хо­ло­гич. воз­мож­но­сти. Сре­ди по­ста­но­вок: «Ак­ро­по­лис» С. Вы­спянь­ско­го (1962), «Стой­кий принц» П. Каль­де­ро­на де ла Бар­ки – Ю. Сло­вац­ко­го (1965), «Apo­ca­lypsis cum figuris» по тек­стам из Биб­лии, про­из­ве­де­ни­ям Ф. М. Дос­то­ев­ско­го, Т. С. Элио­та, С. Вейль (1969). В 1970–78 на ба­зе Те­ат­ра-Ла­бо­ра­то­рии во Вроц­ла­ве Г. ра­бо­тал с груп­па­ми из Поль­ши, Фран­ции, Ита­лии, Гер­ма­нии, США, Ка­на­ды, Ав­ст­рии над про­ек­том, по­лу­чив­шим об­щее назв. «Те­атр со­уча­стия» или «Па­ра­те­атр». Ак­тё­ры и ре­жис­сё­ры, про­сто за­ин­те­ре­со­ван­ные лю­ди по­гру­жа­лись в ес­теств. при­род­ную сре­ду, да­лё­кую от ци­ви­ли­за­ции. Цель па­ра­те­ат­ра – от­ка­зать­ся от со­ци­аль­ных ро­лей, ин­тел­лек­ту­аль­ных штам­пов, по­знать ис­тин­ность бы­тия, ока­зав­шись на­еди­не с при­ро­дой, воз­ро­дить в се­бе вос­по­ми­на­ния об опы­те пред­ков. В 1979 Г. на­чал но­вый про­ект, на­зван­ный «Те­атр ис­то­ков»: уча­ст­ни­ки на­би­ра­лись по все­му ми­ру пу­тём тес­ти­ро­ва­ния. Про­ект был на­прав­лен на прак­тич. ис­сле­до­ва­ние ис­пол­ни­тель­ских тех­ник, свя­зан­ных в пер­вую оче­редь с ра­бо­той над те­лом и дви­же­ни­ем; его уча­ст­ни­ки пу­те­ше­ст­во­ва­ли на Гаи­ти, в Ин­дию, Ни­ге­рию, Мек­си­ку, на­блю­дая за ри­ту­аль­ны­ми об­ря­да­ми раз­ных на­ро­дов. В 1983 Г. стал про­ф. Ка­ли­фор­ний­ско­го ун-та и на­чал осу­ще­ст­в­лять в г. Эр­вин (США) про­грам­му под назв. «Объ­ек­тив­ная дра­ма», ос­но­ван­ную на ри­ту­аль­но-дра­ма­тич. тре­нин­гах. С 1985 ра­бо­тал в Пон­те­де­ра (Ита­лия) с ме­ж­ду­нар. те­ат­р. груп­па­ми («Ак­ция», 1995–97). Во Вроц­ла­ве дей­ст­ву­ет Центр изу­че­ния твор­че­ст­ва Е. Гро­тов­ско­го и те­ат­раль­но-куль­ту­ро­ло­гич. про­блем.

Соч.: Towards a poor theatre. Hostebro, 1968. N. Y., 2002; Teksty z lat 1965–1969: wybór. Wrocław, 1990; От Бед­но­го те­ат­ра к ис­кус­ст­ву-про­вод­ни­ку. М., 2003.

Лит.: Osinski Z. Grotowski i jego Labora­to­rium. N. Y., 1986; Те­атр Гро­тов­ско­го. Те­атр. Ла­бо­ра­то­рия. Опы­ты. Встре­чи. М., 1992.

Вернуться к началу