ГРОТО́ВСКИЙ
-
Рубрика: Театр и кино
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРОТО́ВСКИЙ (Grotowski) Ежи (11.8.1933, Жешув, Польша – 14.1.1999, Понтедера, Италия; прах после кремации развеян в Индии), польск. режиссёр, теоретик театра. Окончив актёрский ф-т Высшей театральной школы в Кракове (1955), проходил годичную режиссёрскую стажировку в ГИТИСе (курс Ю. А. Завадского). Как режиссёр дебютировал в 1957 спектаклем «Стулья» Э. Ионеско в Старом театре (Краков). В 1959 основал «Театр 13 рядов» в Ополе, в 1962 переименованный в Театр-Лабораторию (в 1965 переехал во Вроцлав). В программной статье «На пути к Бедному театру» (1965) Г. сформулировал принципы разработанной им театральной системы. «Бедный театр» использует только гл. составляющие театрального иск-ва – актёра и зрителя; освобождение от звукового, светового оформления, машинерии и т. д., концентрация духовной и проф. техники актёра максимально приближают зрителя к происходящему. Режиссёр помогает актёру выявлять внутр. процессы, происходящие в нём во время воплощения образа. Актёр на сцене познаёт себя, открывая свои физич. и психологич. возможности. Среди постановок: «Акрополис» С. Выспяньского (1962), «Стойкий принц» П. Кальдерона де ла Барки – Ю. Словацкого (1965), «Apocalypsis cum figuris» по текстам из Библии, произведениям Ф. М. Достоевского, Т. С. Элиота, С. Вейль (1969). В 1970–78 на базе Театра-Лаборатории во Вроцлаве Г. работал с группами из Польши, Франции, Италии, Германии, США, Канады, Австрии над проектом, получившим общее назв. «Театр соучастия» или «Паратеатр». Актёры и режиссёры, просто заинтересованные люди погружались в естеств. природную среду, далёкую от цивилизации. Цель паратеатра – отказаться от социальных ролей, интеллектуальных штампов, познать истинность бытия, оказавшись наедине с природой, возродить в себе воспоминания об опыте предков. В 1979 Г. начал новый проект, названный «Театр истоков»: участники набирались по всему миру путём тестирования. Проект был направлен на практич. исследование исполнительских техник, связанных в первую очередь с работой над телом и движением; его участники путешествовали на Гаити, в Индию, Нигерию, Мексику, наблюдая за ритуальными обрядами разных народов. В 1983 Г. стал проф. Калифорнийского ун-та и начал осуществлять в г. Эрвин (США) программу под назв. «Объективная драма», основанную на ритуально-драматич. тренингах. С 1985 работал в Понтедера (Италия) с междунар. театр. группами («Акция», 1995–97). Во Вроцлаве действует Центр изучения творчества Е. Гротовского и театрально-культурологич. проблем.