Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГРИЦЕ́НКО

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 25

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. М. Микельсон
Н. О. Гриценко – Дон Гуан (слева) и Н. С. Плотников – Лепорелло в спектакле «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. А. С. Пушкина.

ГРИЦЕ́НКО Ни­ко­лай Олим­пие­вич [11(24).7.1912, ст. Яси­но­ва­тая, ны­не До­нец­кой обл. – 8.12.1979, Мо­ск­ва], рос. ак­тёр, нар. арт. СССР (1964). В 1940 окон­чил Те­ат­раль­ное уч-ще им. Б. В. Щу­ки­на. В том же го­ду был при­нят в труп­пу Моск. те­ат­ра им. Евг. Вах­тан­го­ва. Яр­кое, празд­нич­ное, эмо­цио­наль­ное да­ро­ва­ние Г. иде­аль­но со­от­вет­ст­во­ва­ло сти­лю и ду­ху вах­тан­гов­ско­го те­ат­ра. Его иск-во от­ли­ча­лось сме­ло­стью и изо­бре­та­тель­но­стью приё­мов, точ­но­стью и чёт­ко­стью ха­рак­те­ри­стик. Ак­тёр ши­ро­ко­го жан­ро­во­го диа­па­зо­на, мас­тер внеш­не­го и внут­рен­не­го пе­ре­во­пло­ще­ния, Г. соз­да­вал кон­тра­ст­ные об­ра­зы: как ко­ме­дий­но-гро­те­ско­вые с эле­мен­та­ми буф­фо­на­ды (Мо­ло­ков – «На зо­ло­том дне» Д. Н. Ма­ми­на-Си­би­ря­ка; Тар­та­лья – «Прин­цес­са Ту­ран­дот» К. Гоц­ци; Ма­ма­ев – «На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­сто­ты» А. Н. Ост­ров­ско­го; Гос. пр. РСФСР, 1970), так и тра­ге­дий­ные, став­шие наи­бо­лее зна­чи­тель­ны­ми в его твор­че­ст­ве (князь Мыш­кин – «Иди­от» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му; Фе­дя Про­та­сов – «Жи­вой труп» Л. Н. Тол­сто­го). Бо­га­тая фан­та­зия и не­ожи­дан­ность ре­ше­ний со­че­та­лись в иск-ве Г. с прав­дой сце­нич. жиз­ни в та­ких ро­лях, как Оле­ко Дун­дич (од­но­им. пье­са М. А. Ка­ца и А. Г. Рже­шев­ско­го), Сте­пан Вы­тя­гай­чен­ко («Кон­ар­мия» по И. Э. Ба­бе­лю), Шад­рин («Че­ло­век с ружь­ём» Н. Ф. По­го­ди­на), Ки­рилл Сер­гее­вич («Па­мять серд­ца» А. Е. Кор­ней­чу­ка). Сре­ди др. ро­лей: Аг­ра­нов­ский («Го­род на за­ре» А. Н. Ар­бу­зо­ва), Ман­та­шев («Боль­шой Ки­рилл» И. Л. Сель­вин­ско­го), Дон Гу­ан («Ма­лень­кие тра­ге­дии» А. С. Пуш­ки­на), Пла­то­нов («Пье­са без на­зва­ния» А. П. Че­хо­ва), Пу­лий Сер­ви­лий («Ди­он» Л. Г. Зо­ри­на), Ма­га­ра («Ви­ри­нея» Л. Н. Сей­фул­ли­ной и В. П. Прав­ду­хи­на). В 1956 по­ста­вил пье­су А. Жар­ри «Шес­той этаж», где сыг­рал роль шан­со­нье Жон­ва­ля. Сре­ди ки­но­ро­лей: Ар­та­ма­шев («Ка­ва­лер Зо­ло­той Звез­ды», Гос. пр. СССР, 1952), зав­клу­бом («Боль­шая се­мья»), Ро­щин («Сё­ст­ры», «Во­сем­на­дца­тый год», «Хму­рое ут­ро»), Ка­ре­нин («Ан­на Ка­ре­ни­на»). Так­же сни­мал­ся в те­ле­се­риа­лах: «Адъ­ю­тант его пре­вос­хо­ди­тель­ст­ва», «Сем­на­дцать мгно­ве­ний вес­ны», «Два ка­пи­та­на». Ра­бо­тал на ра­дио.

Лит.: Зор­кая Н. Н. Гри­цен­ко. М., 1965; Уль­я­нов М. А. Н. Гри­цен­ко // Уль­я­нов М. А. Ра­бо­таю ак­те­ром. М., 1989.

Вернуться к началу