Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОЛКО́НСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 639

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. А. Вострова

ВОЛКО́НСКИЙ Сер­гей Ми­хай­ло­вич [4(16). 5.1860, имение Фалль, близ Ре­ве­ля Эс­т­лянд­ской губ. – 25.10.1937, Рич­монд, штат Вир­ги­ния, США], князь, рос. те­ат­раль­ный дея­тель, ху­дож. кри­тик, про­за­ик, ме­муа­рист. Из рода Волконских, внук С. Г. Вол­кон­ско­го. В 1884 окон­чил ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. ф-т С.-Пе­терб. ун-та. С кон. 1880-х гг. вы­сту­пал как ху­дож. кри­тик: ори­ги­наль­но со­еди­няя воз­зре­ния О. Уай­ль­да и идеи по­зи­ти­ви­ст­ско­го эс­те­тич. ме­то­да И. Тэ­на, раз­ра­ба­ты­вал об­ще­фи­ло­соф­ские и нравств. во­про­сы иск-ва. В стать­ях «Ху­до­жест­вен­ное на­сла­ж­де­ние и ху­до­жест­вен­ное твор­че­ст­во» (1892), «Ис­кус­ст­во и нрав­ст­вен­ность» (1893) и «Ис­кус­ст­во» (1899), опи­ра­ясь на И. Кан­та, Ф. Шил­ле­ра, Г. Спен­се­ра, пред­при­ни­мал по­пыт­ку по­строе­ния «чис­той» эс­те­ти­ки и вы­ра­бот­ки еди­ных по­зи­ций на­уч. кри­ти­ки. Лит. из­вест­ность В. при­нес­ла кн. «Очер­ки рус­ской ис­то­рии и рус­ской ли­те­ра­ту­ры» (1896, 1897) – цикл пуб­лич­ных лек­ций, про­чи­тан­ных в 1896 в США. Бу­ду­чи ди­рек­то­ром имп. те­ат­ров (1899–1901), стре­мил­ся к об­нов­ле­нию ре­пер­туа­ра (ввёл на рус. опер­ную сце­ну про­из­ве­де­ния Р. Ваг­не­ра), под­дер­жи­вал в ба­ле­те но­ва­тор­скую дея­тель­ность М. М. Фо­ки­на, при­вле­кал к те­ат­раль­но­му де­лу ху­дож­ни­ков «Ми­ра ис­кус­ства». С нач. 1900-х гг. в цен­тре ин­те­ре­сов В. – изу­че­ние тео­рии и прак­ти­ки совр. ре­жис­су­ры, ак­тёр­ско­го мас­тер­ст­ва и дек­ла­ма­ции, экс­пе­рим. сце­но­гра­фии А. Ап­пиа. В 1910-е гг. В. го­ря­чо под­держи­вал сис­те­му рит­мич. гим­на­сти­ки Э. Жа­ка-Дальк­ро­за, на­чал про­па­ган­ди­ро­вать собств. «рит­ми­че­скую уто­пию» – уни­вер­саль­ную сис­те­му дви­же­ния че­лове­че­ско­го те­ла как «ма­те­риа­ла жиз­ни». В 1912–14 ди­рек­тор Кур­сов рит­мич. гим­на­сти­ки в С.-Пе­тер­бур­ге. В 1913–14 из­да­тель «Ли­ст­ков Кур­сов рит­ми­чес­кой гим­на­сти­ки». Осн. ра­бо­ты в об­лас­ти эс­те­ти­ки и те­ат­раль­ной кри­ти­ки: «Че­ло­век на сце­не», «Вы­ра­зи­тель­ное сло­во», «Вы­ра­зи­тель­ный че­ло­век», «Ху­до­же­ст­вен­ные от­кли­ки» (все 1912), «От­кли­ки те­ат­ра» (1914). В 1915 со­чи­нил и по­ста­вил в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре ал­ле­го­рич. дей­ство в фор­ме од­но­акт­ной пан­то­ми­мы «1914 год». На­чи­ная с 1880-х гг. соз­да­вал в сво­ём име­нии Пав­лов­ка «Му­зей де­каб­ри­ста»; из­дан­ный (совм. с Б. Л. Мод­за­лев­ским) том се­мей­но­го ар­хи­ва на­шёл про­дол­же­ние в кни­гах В. «О де­каб­ри­стах. По се­мей­ным вос­по­ми­на­ни­ям» (1921), «Вос­по­ми­на­ния» (опубл. в 1994). В 1918–21 пре­по­да­вал в те­ат­раль­ных сту­ди­ях и учеб­ных за­ве­де­ни­ях Мо­ск­вы, а так­же Пет­рогр. ба­лет­ном уч-ще. Чл. ди­рек­ции Боль­шо­го те­ат­ра (1918–1919). В кон. 1921 эмиг­ри­ро­вал во Фран­цию. Те­ат­раль­ный обо­зре­ва­тель газ. «По­след­ние но­во­сти» (1924–36). Чи­тал лек­ции по рус. ис­то­рии и куль­ту­ре, вёл класс дек­ла­ма­ции, ми­ми­ки и рит­ми­ки в Рус. конс. в Па­ри­же (с 1927 проф., с 1932 ди­рек­тор). В. на­пи­сал в эмиг­ра­ции кн. «Мои вос­по­ми­на­ния» (т. 1–2, 1923–1924, пе­ре­из­да­на в 1992), фи­ло­со­фич. эс­се «Быт и бы­тие. Из про­шло­го, на­стоя­ще­го, веч­но­го» (1924; по­свя­ще­но М. И. Цве­тае­вой), ис­то­рич. ро­ман «По­след­ний день» (1925).

Лит.: Ах­мед­жа­но­ва Т. «Вол­кон­ский не­об­хо­дим...» // Те­атр. 1989. № 8; Тро­фи­мо­ва М. Князь те­ат­ра // Те­ат­раль­ная жизнь. 1989. № 6, 18; она же. По­след­ние дни кн. С. М. Вол­кон­ско­го // Там же. 1991. № 20; Ба­че­лис Т. О Вол­кон­ском // Вол­кон­ский С. М. Мои вос­по­ми­на­ния. М., 1992. Т. 2: Ро­ди­на; Цве­тае­ва М. Кедр // Цве­тае­ва М. Собр. соч. М., 1994. Т. 5; Рус­ское за­ру­бе­жье. Зо­ло­тая кни­га эмиг­ра­ции. Пер­вая треть ХХ в. М., 1997.

Вернуться к началу