Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВО́ЛКОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 632-633

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. М. Старикова
Ф. Г. Волков. Портрет работы А. П. Лосенко. 1763. Русский музей (С.-Петербург).

ВО́ЛКОВ Фё­дор Гри­горь­е­вич [9(20).2. 1729, Ко­ст­ро­ма – 4(15).4.1763, Мо­ск­ва], рос. ак­тёр, те­ат­раль­ный дея­тель. Один из ос­но­ва­те­лей (вме­сте с А. П. Су­ма­ро­ко­вым) проф. рус. те­ат­ра. Из ку­печ. се­мьи. По­сле смер­ти от­ца (ок. 1735) пе­ре­ехал в Яро­славль (к от­чи­му – за­вод­чи­ку Ф. В. По­луш­ки­ну). До­маш­нее об­ра­зо­ва­ние про­дол­жил в Мо­ск­ве, где на­хо­дил­ся «в нау­ках» с 1741 по 1748. По­сле смер­ти от­чи­ма и ма­те­ри при­нял управ­ле­ние за­во­да­ми (сер­ны­ми и ку­по­рос­ны­ми) и ор­га­ни­зо­вал (ок. 1750) в Яро­слав­ле свою труп­пу «охот­ни­ков», в ко­то­рую вхо­ди­ли два его бра­та – Гав­ри­ла и Гри­го­рий, а так­же кан­це­ляр­ские слу­жа­щие (И. М. Икон­ни­ков, Я. А. По­пов, С. Кук­лин), уча­щие­ся ду­хов­ной се­ми­на­рии (И. А. Дмит­рев­ский, А. Ф. По­пов), «по­сад­ские» (С. Скоч­ков) и «ма­ло­рос­сий­цы» (Я. Д. Шум­ский и Д. Га­лик). В янв. 1752 ука­зом имп. Ели­за­ве­ты труп­па бы­ла вы­зва­на в С.-Пе­тер­бург, где да­ла неск. спек­так­лей при дво­ре и ряд пуб­лич­ных спек­так­лей. В. и его бра­та Гри­го­рия при­чис­ли­ли к при­двор­но­му те­ат­ру в штат «Италь­ян­ской ком­па­нии», а за­тем (в 1754) оп­ре­де­ли­ли в Су­хо­пут­ный ка­дет­ский кор­пус, где они обу­ча­лись до уч­ре­ж­де­ния 30.8.1756 «Рус­ско­го для пред­став­ле­ния тра­ге­дий и ко­ме­дий те­ат­ра». Здесь В. за­нял ве­ду­щее по­ло­же­ние «пер­во­го ак­тё­ра». Про­сла­вил­ся в тра­гедий­ных ро­лях (Ос­кольд в тра­ге­дии А. П. Су­ма­ро­ко­ва «Се­ми­ра», и др.), но так­же имел ус­пех и в ко­ме­ди­ях. Про­явил се­бя как сти­хо­тво­рец, жи­во­пи­сец, му­зы­кант, скульп­тор. В 1761 по­сле от­став­ки Су­ма­ро­ко­ва В. при­нял обя­зан­но­сти ру­ко­во­ди­те­ля труп­пы. Д. И. Фон­ви­зин на­зы­вал его «му­жем глу­бо­ко­го ра­зу­ма […] ко­то­рый имел боль­шие зна­ния и мог бы быть че­ло­ве­ком го­су­дар­ст­вен­ным». Дея­тель­ность В. ста­ла ка­та­ли­за­то­ром про­цес­са фор­ми­ро­ва­ния рус. проф. те­ат­ра. Раз­но­сто­рон­ние спо­соб­но­сти ак­тё­ра яр­ко рас­кры­лись в его по­след­нем соз­да­нии – гран­ди­оз­ном (уча­ст­во­ва­ло ок. 1000 чел.) трёх­днев­ном мас­ка­ра­де «Тор­же­ст­вую­щая Ми­нер­ва» (1763) по слу­чаю ко­ро­на­ции Ека­те­ри­ны II (уча­ст­ник за­го­во­ра про­тив Пет­ра III, по­сле вос­ше­ст­вия им­пе­рат­ри­цы на пре­стол В. был воз­ве­дён в дво­рян­ское дос­то­ин­ст­во). Во вре­мя мас­ка­ра­да В. про­сту­дил­ся и вско­ре умер.

Лит.: Ф. Г. Вол­ков и рус­ский те­атр его вре­ме­ни. Сб. ма­те­риа­лов. М., 1953; Ста­ри­ко­ва Л. М. Те­атр в Рос­сии XVIII в. М., 1997.

Вернуться к началу