Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИЛА́Р

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 314-315

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Ж. Вилар. Сцена из спектакля «Дон Жуан» Мольера (Дон Жуан – Ж. Вилар).

ВИЛА́Р (Vilar) Жан (25.3.1912, Сет – 28.5. 1971, там же), франц. ак­тёр, ре­жис­сёр, те­ат­раль­ный дея­тель. В 1932 прие­хал в Па­риж, где за­ни­мал­ся в дра­ма­тич. шко­ле под рук. Ш. Дюл­ле­на. Вы­сту­пал в не­боль­ших ро­лях на сце­не те­ат­ра «Ате­лье». В 1937–40 на во­ен. служ­бе. В 1941 вме­сте с А. Кла­ве воз­гла­вил пе­ре­движ­ную труп­пу «Ла Ру­лот», где в 1942 де­бю­ти­ро­вал как ре­жис­сёр по­ста­нов­кой пье­сы «Пля­ска смер­ти» А. Стринд­бер­га. В 1943 ос­но­вал труп­пу «Ком­па­ния се­ми», иг­рав­шую на сце­не «Кар­ман­но­го те­ат­ра» («Бу­ря» У. Шек­спи­ра, 1943; «Дон Жу­ан» Моль­е­ра, 1944, и др.). Ши­ро­кую из­вест­ность В. при­нес­ла по­ста­нов­ка «Смер­ти в со­бо­ре» Т. С. Элио­та (1945, те­атр «Ста­рая го­лу­бят­ня»). Вто­рая вер­сия это­го спек­так­ля, соз­дан­ная в 1947 в Авинь­о­не (в быв. пап­ском двор­це), по­ло­жи­ла на­ча­ло од­но­му из круп­ней­ших в ми­ре те­ат­раль­ных фес­ти­ва­лей – Авинь­он­ско­му, ко­то­рым В. ру­ко­во­дил до кон­ца жиз­ни. В 1951–63 ди­рек­тор Нац. нар. те­ат­ра (ос­но­ван в Па­ри­же в 1920). В. ока­зал зна­чит. влия­ние на те­ат­раль­ное иск-во не толь­ко Фран­ции, но и др. стран. Пре­тво­рял в жизнь идеи нар. те­ат­ра, опи­раю­ще­го­ся на клас­сич. ре­пер­ту­ар и об­ра­щён­но­го к ши­ро­кой зри­тель­ской ау­ди­то­рии (в 1951–63 Нац. нар. те­атр дал бо­лее 3 тыс. пред­став­ле­ний, со­брав 5 млн. зри­те­лей). Для ре­жис­су­ры В. ха­рак­тер­но со­еди­не­ние ус­лов­ных форм ста­рин­но­го пло­щад­но­го те­ат­ра с дос­ти­же­ния­ми но­вей­шей сце­нич. куль­ту­ры. Его по­ста­нов­ки от­ли­ча­лись гар­мо­нич­ной фор­мой, эко­ном­ной и изы­скан­ной зре­лищ­но­стью. Со­сре­до­то­чи­вая вни­ма­ние на ак­тё­ре, он до­би­вал­ся пол­но­го слия­ния ис­пол­ни­те­ля с об­ра­зом. Спек­так­ли шли поч­ти без де­ко­ра­ций; важ­ны­ми ком­по­нен­та­ми бы­ли кос­тю­мы, ос­ве­ще­ние и му­зы­ка, оп­ре­де­ляв­шие фор­му и соз­да­вав­шие ат­мо­сфе­ру спек­так­ля. Сре­ди наи­бо­лее зна­чит. по­ста­но­вок: «Ри­чард II» (1947, за­глав­ная роль) и «Мак­бет» (1954, за­глав­ная роль) Шек­спи­ра, «Сид» (1949) и «Цин­на» (1954, Ав­густ) П. Кор­не­ля, «Ма­ма­ша Ку­раж и её де­ти» Б. Брех­та (1951), «Ску­пой» (1952, Гар­па­гон) и «Дон Жу­ан» (1953, за­глав­ная роль) Моль­е­ра, «Ан­ти­го­на» Со­фок­ла (1960), «Мир» Ари­сто­фа­на (1961), «То­мас Мор» Р. Бол­та (1963). В 1963–64 В. по­ста­вил опе­ры: «Ие­ру­са­лим» Дж. Вер­ди (те­атр «Ла Фе­ни­че», Ве­не­ция), «Мак­бет» Вер­ди и «Свадь­ба Фи­га­ро» В. А. Мо­цар­та (те­атр «Ла Ска­ла», Ми­лан) и др. Сни­мал­ся в ф. «Вра­та но­чи» и др.

Соч.: О те­ат­раль­ной тра­ди­ции. М., 1956; Le théâtre, service publique: et autres textes. P., 1975.

Лит.: Roy C. J. Vilar. P., 1968; Bardot J.-C. J. Vilar. P., 1991; Про­скур­ни­ко­ва Т. Б. Те­атр Фран­ции. Судь­бы и об­ра­зы. СПб., 2002.

Вернуться к началу