Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИГАНО́

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 256

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Суриц

ВИГАНО́ (Vigano) Саль­ва­то­ре (25.3.1769, Не­аполь – 10.8.1821, Ми­лан), итал. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, ком­по­зи­тор. Вос­пи­ты­вал­ся в се­мье тан­цов­щи­ков, обу­чал­ся му­зы­ке у Л. Бок­ке­ри­ни. По­сле де­бю­та в Ри­ме (1776) вы­сту­пал в Мад­ри­де, с 1778 в труп­пе Ж. До­бер­ва­ля, тан­це­вал в Бор­до и Лон­до­не. В 1791 в Ве­не­ции по­ста­вил пер­вый спек­такль в жан­ре балет­ной дра­мы («Ра­уль, сень­ор де Кре­ки, или По­дав­лен­ная ти­ра­ния», муз. Н. Да­лей­ра­ка в об­ра­бот­ке В.). В 1799–1803 хо­рео­граф Вен­ско­го при­двор­но­го те­ат­ра («Тво­ре­ния Про­ме­тея, или Власть му­зы­ки и тан­ца» Л. ван Бет­хо­ве­на, 1801). В 1809 в Ве­не­ции по­ста­вил ис­то­ри­ко-ге­ро­ич. ми­мод­ра­му «Стрель­цы» на сбор­ную му­зы­ку, по­ло­жив на­ча­ло ря­ду итал. ба­ле­тов на рус. те­мы. С это­го вре­ме­ни спек­так­ли В. по­сто­ян­но оформ­лял А. Сан­куи­ри­ко, что от­ра­зи­лось на по­ста­но­воч­ной кон­цеп­ции хо­рео­гра­фа. С 1813 ба­летм. те­ат­ра «Ла Ска­ла» (Ми­лан). Соз­дал ряд спек­так­лей на сю­же­ты пьес У. Шек­спи­ра, В. Аль­фье­ри, К. Гоц­ци, П. Кор­не­ля и др.: «Про­ме­тей» (1813), «Мир­ра, или Месть Ве­не­ры» и «Псам­ми, ко­роль Егип­та» (1817), «Отел­ло, или Ве­не­ци­ан­ский мавр» и «Вес­тал­ка» (1818), «Ти­та­ны» (1819), «Жан­на д’Арк» (1821). Пи­сал му­зы­ку к сво­им ба­ле­там или ис­поль­зо­вал про­из­ве­де­ния разл. ком­по­зи­то­ров в собств. об­ра­бот­ке. Спек­так­ли В. – мо­ну­мен­таль­ные хо­рео­гра­фич. дра­мы, где рит­ми­зо­ван­ная пан­то­ми­ма вы­сту­па­ла в ка­че­ст­ве осн. вы­ра­зит. сред­ст­ва, а та­нец (ино­гда нар. пля­ски) слу­жил ук­ра­ше­ни­ем. Круп­ней­ше­го мас­те­ра итал. ба­лет­но­го иск-ва кон. 18 – нач. 19 вв., В. не­ред­ко срав­ни­ва­ли с Шек­спи­ром по ши­ро­те ох­ва­та со­бы­тий и уме­нию пе­ре­дать не­обык­но­вен­ную си­лу стра­стей.

С. Вигано. Эскиз декорациик балету «Псамми, король Египта». Художник А. Санкуирико. 1817.

 

Лит.: Ritorni C. Commentarii della vita e delle opere coredrammatiche di S. Vigano. Mil., 1838; Ле­вин­сон А. Я. Стен­даль и Ви­га­но // Ле­вин­сон А. Я. Мас­те­ра ба­ле­та. СПб., 1914; Кра­сов­ская В. М. За­пад­но­ев­ро­пей­ский ба­лет­ный те­атр. Пре­ро­ман­тизм. Л., 1983.

Вернуться к началу