Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕ́СТРИС

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 217

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Суриц
О. Вестрис на гастролях в Лондоне. 1781.

ВЕ́СТРИС (Vestris) Огюст (наст. имя Ма­ри Жан Огю­стен) (27.3.1760, Па­риж – 5.12.1842, там же), франц. тан­цов­щик. Сын и уче­ник Г. Вест­ри­са. На­чав вы­сту­пать в 12 лет, вско­ре по­лу­чил из­вестность (в ча­ст­но­сти, в пар­тии Аму­ра в ба­ле­те «Эн­ди­ми­он», со­здан­ном для В. от­цом в 1773). Вы­сту­пал при ко­ро­лев­ском дво­ре, с 1775 в Ко­ро­лев­ской ака­де­мии му­зы­ки. С ус­пе­хом уча­ст­во­вал в ба­лет­ных сце­нах в опе­рах Ф. Гос­се­ка – «Са­бин», «Фи­ле­мон и Бав­ки­да». В 16 лет удо­сто­ен зва­ния со­лис­та, в 18 – пер­во­го тан­цов­щи­ка. Вы­сту­пал в ба­ле­тах, пас­то­ра­лях Ж. Ж. Но­вер­ра – «Без­де­луш­ки» В. А. Мо­цар­та, «Адель де Пон­тье» Й. Стар­це­ра, «Ме­дея и Язон» Ж. Ж. Ро­доль­фа, и др. Об­ла­дая вир­ту­оз­ной тех­ни­кой и тем­пе­ра­мен­том, яв­лял­ся, по оп­ре­де­ле­нию Но­вер­ра, «са­мым уди­ви­тель­ным тан­цов­щи­ком Ев­ро­пы», унас­ле­до­вав от от­ца про­з­ви­ще «бог тан­ца». В 1794–1816 ис­пол­ни­тель гл. пар­тий в ба­ле­тах П. Гар­де­ля – «Пси­хея» и «Те­ле­мак на ост­ро­ве Ка­лип­со» Э. Мил­ле­ра, «Тан­це­ма­ния» Э. Н. Ме­гю­ля, «Па­вел и Вир­ги­ния» Р. Крей­це­ра, и др. Га­ст­ро­ли­ро­вал в Лон­до­не в 1780–81 (вме­сте с от­цом), в 1788–1793 (с Но­вер­ром). Ус­во­ив уро­ки от­ца, но не об­ла­дая его внеш­ни­ми дан­ны­ми (вы­со­ким рос­том и ве­ли­че­ст­вен­ной осан­кой), В. уде­лял осо­бое вни­ма­ние со­вер­шен­ст­во­ва­нию тех­ни­ки ан­тра­ша, прыж­ков и осо­бен­но пи­ру­этов. Соз­дан­ный им вир­ту­оз­ный стиль, ло­мав­ший гра­ни­цы ме­ж­ду «бла­го­род­ным» тан­цем и «по­лу­ха­рак­тер­ным», быв­шим ра­нее уде­лом ко­ми­че­ских пер­со­на­жей, пред­оп­ре­де­ли­л всё даль­ней­шее раз­ви­тие клас­сического ба­ле­та. В чис­ле уче­ни­ков В. – Ш. Л. Дид­ло, Ж. Ж. Пер­ро, А. Бур­нон­виль, Ф. Эльс­лер, М. Таль­о­ни.

Лит.: Lifar S. A. Vestris, le dieu la danse. P., 1950; Кра­сов­ская В. М. За­пад­но­ев­ро­пей­ский ба­лет­ный те­атр: Очер­ки ис­то­рии. Эпо­ха Но­вер­ра. Л., 1981; Guest I. The ballet of the enlightment. L., 1996.

Вернуться к началу