Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАРЛА́МОВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 608-609

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




К. А. Варламов в роли Сганареля («Дон Жуан» Мольера).

ВАРЛА́МОВ Кон­стан­тин Алек­сан­д­ро­вич [11(23).5.1849, С.-Пе­тер­бург – 2(15).8.1915, там же], рос. ак­тёр. Сын ком­по­зито­ра А. Е. Вар­ла­мо­ва. В юно­сти при­ни­мал уча­стие в лю­би­тель­ских спек­так­лях. В 1867 по­сту­пил в Те­атр А. М. Чи­тау-Ога­рё­вой в Крон­штад­те. В те­че­ние 8 лет слу­жил в про­винц. те­ат­рах (Виль­но, Гель­синг­форс, Са­ра­тов, Ка­зань, Ниж­ний Нов­го­род и др.). Ог­ром­ное сце­нич. обая­ние, не­обы­чай­ная про­сто­та и ис­крен­ность ис­пол­не­ния бы­ст­ро сде­ла­ли В. из­вест­ным ко­ме­дий­ным ак­тё­ром. В 1874 за­нял по­ло­же­ние пре­мье­ра в те­ат­ре Ф. К. Смоль­ко­ва в Ниж­нем Нов­го­ро­де, од­ном из луч­ших про­винц. те­ат­ров то­го вре­ме­ни. Об­ла­дая хо­ро­шим го­ло­сом, В. вы­сту­пал и в опе­рет­тах. С 1875 до кон­ца жиз­ни – в Алек­сан­д­рин­ском те­ат­ре. Его иг­ре бы­ло при­су­ще со­еди­не­ние яр­кой и сме­лой буф­фо­на­ды с пси­холо­ги­че­ски глу­бо­кой раз­ра­бот­кой ха­рак­те­ров, тон­ким ли­риз­мом. Про­дол­жая и раз­ви­вая тра­ди­ции Я. Д. Шум­ско­го, А. Г. Ожо­ги­на, В. И. Жи­во­ки­ни и др., В. охот­но при­бе­гал к им­про­ви­за­ции, зло­бо­днев­ным шут­кам. Иг­рая в во­де­ви­лях и ко­ме­ди­ях, с од­ной сто­ро­ны, вы­ра­жал пол­ное до­ве­рие к про­ис­хо­дя­ще­му на сце­не, а с дру­гой – как бы на­хо­дясь в за­го­во­ре с пуб­ли­кой – иро­ни­зи­ро­вал над воде­виль­ны­ми про­ис­ше­ст­вия­ми в не­по­средств. бе­се­дах со зри­тель­ным за­лом, во все­воз­мож­ных шут­ках («от­се­бя­ти­нах»). В. на­зы­ва­ли «ца­рём рус­ско­го сме­ха». Ро­ли: Ме­не­лай («Пре­крас­ная Еле­на» Ж. Оф­фен­ба­ха), Вар­ра­вин («Де­ло» А. В. Су­хо­во-Ко­бы­ли­на), Юсов, Чу­гу­нов, Бе­рен­дей, Кру­тиц­кий («До­ход­ное ме­сто», «Вол­ки и ов­цы», «Сне­гу­роч­ка», «На вся­ко­го муд­ре­ца до­воль­но про­стоты» А. Н. Ост­ров­ско­го; все­го в его пье­сах В. ис­пол­нил 29 ро­лей), Осип и Го­род­ни­чий, Коч­ка­рёв и Яич­ни­ца («Ре­ви­зор», «Же­нить­ба» Н. В. Го­го­ля), Чи­чи­ков и Со­ба­ке­вич («Мёрт­вые ду­ши» по Го­го­лю), Сга­на­рель («Дон Жу­ан» Моль­е­ра), Боль­шин­цов («Ме­сяц в де­рев­не» И. С. Тур­ге­не­ва) и др. В 1880-х гг. В. тя­же­ло за­бо­лел. Не имея воз­мож­но­сти сво­бод­но пе­ре­дви­гать­ся по сце­не, иг­рал пре­им. си­дя; од­на­ко не­обы­чай­ное ин­тона­ци­он­ное бо­гат­ст­во, ми­мич. вы­ра­зи­тель­ность, точ­ный и ха­рак­тер­ный жест при­да­ва­ли раз­но­об­раз­ным пер­со­на­жам В. ор­га­нич­ность и убе­ди­тель­ность.

Лит.: Ка­ра СС. Вар­ла­мов. Л., 1969.

Вернуться к началу