Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАЙНО́НЕН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 510

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. П. Белова
Сцена из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Хореограф В. И. Вайнонен.

ВАЙНО́НЕН Ва­си­лий Ива­но­вич [8(21).2.1901, С.-Пе­тер­бург – 23.3.1964, Мо­ск­ва], рос. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, засл. арт. РСФСР (1939). В 1919 окон­чил Пет­рогр. хо­рео­гра­фич. уч-ще (пе­да­гог В. И. По­но­ма­рёв). С 1919 ар­тист ба­ле­та ГАТОБ, ис­пол­нял ха­рак­тер­ные и гро­теско­вые пар­тии (Арап – «Пет­руш­ка» И. Ф. Стра­вин­ско­го, Са­тир – «Вре­ме­на го­да» А. К. Гла­зу­но­ва). Там же по­ста­вил (совм. с В. П. Чес­на­ко­вым и Л. В. Якоб­со­ном) «Зо­ло­той век» Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча (1930), об­на­ру­жив стрем­ле­ние к ха­рак­тер­но­сти, гро­те­ску, уме­ние пе­ревес­ти бы­то­вую пла­сти­ку в тан­це­валь­ную. В 1935–38 ба­летм. ГАТОБ им. С. М. Ки­ро­ва, в 1946–50 и 1954–58 – ГАБТ. Са­мой зна­чит. его ра­бо­той стал ре­шён­ный в жан­ре ге­ро­ич. дра­мы ба­лет «Пла­мя Па­ри­жа» Б. В. Асафь­е­ва (1932, ГАТОБ, но­вая ред. – 1936; 1933, ГАБТ; 1947, там же, Гос. пр. СССР, 1947; 1960, там же; в 1950 по­ста­вил в Бу­да­пеш­те), в ко­то­ром В. мас­тер­ски со­еди­нил клас­сич. и ха­рак­тер­ный тан­цы. В ба­ле­те ска­за­лось влия­ние ре­жис­су­ры мас­со­вых зре­лищ, тя­го­те­ние к сю­жет­но­му дей­ст­вию, что пред­вос­хи­ти­ло эс­те­ти­ку дра­ма­тич. ба­ле­та. Те­ме со­вре­мен­но­сти, во­пло­щён­ной сред­ст­ва­ми сце­ни­че­ски об­ра­бо­тан­но­го нар. тан­ца и пан­то­ми­мы, по­свя­ще­ны ба­ле­ты «Пар­ти­зан­ские дни» (1937) и «Ми­ли­ца» (1947) Асафь­е­ва, и др. Ори­ги­наль­ная вер­сия ба­ле­та «Щел­кун­чик» П. И. Чай­ков­ско­го (1934, 1954, ГАТОБ; 1939, ГАБТ; 1950, Бу­да­пешт), соз­дан­ная на ос­но­ве тра­ди­ций рус. ака­де­мич. ба­ле­та, во­шла в зо­ло­той фонд совр. хо­рео­гра­фии. Сре­ди др. по­ста­но­вок: «Рай­мон­да» А. К. Гла­зу­но­ва (1938), «Ми­ран­до­ли­на» С. Н. Ва­си­лен­ко (1949), «Гая­нэ» А. И. Ха­ча­ту­ря­на (1957), тан­цы в опе­ре «Про­дан­ная не­вес­та» Б. Сме­та­ны (1948; Гос. пр. СССР, 1949). В. при­над­ле­жит сце­на­рий ба­ле­та «Ко­нёк-Гор­бу­нок» Р. К. Щед­ри­на (совм. с П. Г. Ма­ля­рев­ским, 1960, ГАБТ). Ста­вил тан­цы в опе­рах, кон­церт­ные но­ме­ра.

Лит.: Ар­ма­шев­ская К., Вай­но­нен Н.  Ба­лет­мей­стер Вай­но­нен. М., 1971.

Вернуться к началу