Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БХАРАТНАТЬЯ́М

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 445-446

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Е. Морозова

БХАРАТНАТЬЯ́М, древ­ней­шая фор­ма инд. клас­си­че­ско­го тан­це­валь­но­го иск-ва. Пер­во­на­чаль­ное назв. – дас­сиа­там, от хра­мо­во­го тан­ца де­ва­да­си (слу­жи­тель­ниц бо­гов), воз­ник­ше­го на ру­бе­же 1-го тыс. до н. э. – 1-го тыс. н. э. на юге Ин­дии. По­сте­пен­но рас­про­стра­ня­ясь по всей Ин­дии (и про­ни­кая в Ин­до­не­зию, Кам­бод­жу, Япо­нию), в юж. рай­онах со­хра­нял ри­ту­аль­ный ха­рак­тер, а в се­вер­ных (при­бли­зи­тель­но с 13–14 вв.) об­ре­тал по­пу­ляр­ность в ка­че­ст­ве свет­ско­го тан­ца. Совр. вид Б. при­нял к нач. 19 в. К кон. 20 в. сфор­ми­ро­ва­лись мно­го­числ. шко­лы и сти­ли бха­рат­нать­ям.

Фигуры-символы (мудры) в бхаратнатьям. 1-й ряд: 1, 1а – Брахма; 2 – Вишну; 3 – Шива; 4, 4а – Шарья; 5 – Гималаи; 2-й ряд: 1 – Дерево; 2 – Женщина; 3 – М...

Б. сле­ду­ет ка­но­нам, из­ло­жен­ным в сан­скр. трак­та­те «Нать­я­ша­ст­ра», со­глас­но ко­то­рым та­нец сим­во­ли­зи­ру­ет два на­ча­ла: муж­ское – тан­да­ва (энер­гич­ный та­нец Ши­вы) и жен­ское – ла­сья (неж­ный та­нец бо­ги­ни Пар­ва­ти). В ос­но­ве клас­сич. тан­ца ле­жат три обя­за­тель­ных ком­по­нен­та: на­тья (дра­ма­ти­че­ский), нрит­та (соб­ст­вен­но тан­це­валь­но-рит­мич. дви­же­ния) и нри­тья (вы­ра­же­ние эмо­цио­наль­ных со­стоя­ний и со­от­вет­ст­вую­щих на­строе­ний). Иск-во Б. со­че­та­ет соб­ст­вен­но та­нец с сю­жет­ной пан­то­ми­мой и муз.-по­этич. ос­но­вой. В нём де­таль­но раз­ра­бо­та­на сис­те­ма дви­же­ний те­ла (ан­гик): 13 по­зи­ций го­ло­вы, по 7 дви­же­ний для глаз и бро­вей, 9 – для шеи, 67 – для рук (хас­та); рег­ла­мен­ти­ро­ва­ны так­же дви­же­ния жи­во­та, бё­дер, икр и ступ­ней. От­дель­но вы­де­ля­ют­ся 108 ха­рак­тер­ных поз (ка­ра­на; изо­бра­же­ны в Чи­дам­ба­ра­ме на во­ро­тах од­но­го из ста­рей­ших хра­мов, по­свя­щён­но­го Ши­ве). До со­вер­шен­ст­ва до­ве­де­на тех­ни­ка скла­ды­ва­ния паль­цев рук в фи­гу­ры-сим­во­лы – т. н. муд­ры (ок. 500), изо­бра­жаю­щие пред­ме­ты, жи­вот­ных, дей­ст­вия, эмо­ции и пр. Ис­поль­зуя че­ре­до­ва­ние фи­гур, тан­цор мо­жет вес­ти рас­сказ без слов.

Б. – соль­ный та­нец-пред­став­ле­ние (в со­про­во­ж­де­нии пев­ца и му­зы­кан­тов-ак­ком­па­ниа­то­ров), со­стоя­щий из не­сколь­ких час­тей: он на­чи­на­ет­ся всту­п­ле­ни­ем с тре­мя ви­да­ми при­вет­ст­вия (бо­же­ст­ву, кол­ле­гам и му­зы­кан­там, зри­те­лям), вклю­ча­ет как бы­ст­рые, вы­со­ко­тех­нич­ные, так и мед­лен­ные ли­рич. раз­де­лы и за­вер­шает­ся спо­кой­ным тан­це­валь­но-ре­чи­та­тив­ным эпи­ло­гом. В Б. не­за­ви­си­мо от по­ла ис­пол­ни­те­ля все­гда со­че­та­ют­ся мяг­кость и му­же­ст­вен­ность, скульп­тур­ность и плав­ность, а об­раз­ной вы­ра­зи­тель­но­сти спо­соб­ст­ву­ют по­эзия (на те­лу­гу, та­миль­ском яз., сан­ск­ри­те) и ос­но­ван­ная на ра­ге му­зы­ка. Б. по­слу­жил ос­но­вой для тан­це­валь­ных драм, ра­зыг­ры­вае­мых пе­ред хра­ма­ми во вре­мя ре­лиг. празд­ни­ков.

Лит.: Devi R. Dance dialects of India. Bombay, 1972; Bhavnani E. The dance in India. 2nd ed. Bombay, 1984; Massey R., Massey J. The dances of India. L., 1989; Vatsyayan K. Indian classical dance. 2nd ed. New Delhi, 1992.

Вернуться к началу