Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БУ́ЧМА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 436

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




А. М. Бучма – Хиггинс («Джимми Хиггинс» по Э. Б. Синклеру).

БУ́ЧМА Ам­вро­сий Мак­си­ми­лиа­но­вич (14.3.1891, Львов – 6.1.1957, Ки­ев), укр. ак­тёр, ре­жис­сёр, пе­да­гог, нар. арт. СССР (1944). С 1905 хо­рист и ак­тёр львов­ско­го те­ат­ра «Русь­ка бе­си­да», где вы­сту­пал в разл. жан­рах – тра­ге­ди­ях, дра­мах, во­де­ви­лях, опе­рах и опе­рет­тах. На­де­лён­ный ред­кой му­зы­каль­но­стью и ве­ли­ко­леп­ным чув­ст­вом рит­ма, гим­наст и тан­цор, ода­рён­ный ри­со­валь­щик и гри­мёр, на­ход­чи­вый им­про­ви­за­тор, уже в эти го­ды Б. стал од­ним из са­мых по­пуляр­ных ак­тё­ров зап.-укр. те­ат­ра. Во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны (1914) мо­би­ли­зо­ван в австр. ар­мию. В 1915 как австр. во­ен­но­плен­ный по­пал в Рос­сию. Сме­нив мно­же­ст­во про­фес­сий, к сце­нич. дея­тель­но­сти вер­нул­ся по­сле 1917. Учил­ся в Муз.-дра­ма­тич. ин-те в Кие­ве. В 1919 воз­глав­лял «Но­вый львов­ский те­атр», в 1920 уча­ст­во­вал в соз­да­нии Те­ат­ра им. И. Фран­ко (Вин­ни­ца; с 1926 в Кие­ве). В 1921 ор­га­ни­зо­вал в Чер­кас­сах Сту­дию им. И. Фран­ко. В 1922–26 и 1930–1936 ак­тёр те­ат­ра «Бе­ре­зиль» (Ки­ев; с 1933 – Харь­ков­ский те­атр им. Т. Г. Шев­чен­ко). В 1936 воз­вра­тил­ся в Те­атр им. И. Фран­ко. Сре­ди луч­ших ро­лей: Хиг­гинс («Джим­ми Хиг­гинс» по Э. Б. Синк­ле­ру), Лей­ба («Гай­да­ма­ки» по Шев­чен­ко), Ми­ко­ла За­до­рож­ный («Ук­ра­ден­ное сча­стье» И. Фран­ко), Иван Ко­ло­мий­цев («По­след­ние» М. Горь­ко­го), Жан («Жа­ке­рия» по П. Ме­ри­ме), Те­рен­тий Пу­зырь («Хо­зя­ин» И. К. Кар­пен­ко-Ка­ро­го), Пла­тон Кре­чет («Пла­тон Кре­чет» А. Е. Кор­ней­чу­ка). Ор­га­нич­ный и убе­ди­тель­ный в лю­бой ро­ли, Б. соз­да­вал са­мо­быт­ные об­ра­зы, от­ли­чав­шие­ся пси­хо­ло­гич. глу­би­ной, яр­ко­стью сце­нич. ха­рак­те­ри­стик, соч­но­стью кра­сок, бо­гат­ст­вом ин­то­на­ций. По­ста­вил спек­так­ли: «Ми­ран­до­ли­на» («Трак­тир­щи­ца») К. Голь­до­ни, «Се­вер­ные бо­га­ты­ри» Г. Иб­се­на (оба 1921), «Ги­бель "На­де­ж­ды"» Г. Хей­ер­ман­са (1930), «Хо­зя­ин» Кар­пен­ко-Ка­ро­го (1939) и др. В ки­но с 1924. Клас­си­кой ки­не­ма­то­графа ста­ли его ро­ли Гор­дея Яро­щу­ка («Ноч­ной из­воз­чик») и Не­мец­ко­го сол­да­та («Ар­се­нал»). Дра­ма­тич. ха­рак­те­ры во­пло­тил в филь­мах «Не­по­ко­рён­ные» (Та­рас), «Иван Гроз­ный» (Алек­сей Бас­ма­нов), «Под­виг раз­вед­чи­ка» (Ле­щук) и др. По­ста­вил филь­мы «За сте­ной» (1928) и «Зем­ля» (1954, с А. Ф. Швач­ко). В 1945–1948 худ. рук. Ки­ев­ской ки­но­сту­дии. Пре­по­да­вал в Ки­ев­ском ин-те те­ат­раль­но­го иск-ва, проф. (с 1940). Гос. пр. СССР (1941, 1949). На­гра­ж­дён ор­де­ном Ле­ни­на.

Соч.: Стра­ни­цы мо­ей жиз­ни // Ис­кус­ст­во ки­но. 1957. № 7.

Лит.: Бор­ща­гов­ский А. А. М. Буч­ма. М.; Л., 1947; Львов-Ано­хин Б. А. М. Буч­ма. М., 1959; Ко­сач Ю. А. Буч­ма. Київ, 1978.

Вернуться к началу