Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БУРНОНВИ́ЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 376

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Я. Суриц
А. Бурнонвиль и А. Крецмер в балете «Поль и Виргиния». Художник Э. Леманн.

БУРНОНВИ́ЛЬ (Bournonville) Ав­густ (Огюст) (21.8.1805, Ко­пен­га­ген – 30.11.1879, там же), дат. ар­тист ба­ле­та, хо­рео­граф, пе­да­гог. Учил­ся у сво­его от­ца Ан­туа­на Бурнонвиля и В. Га­ле­от­ти в Да­нии, за­тем в Па­ри­же (1820 и 1824–26), в ча­ст­но­сти у О. Вест­ри­са, тан­це­вал в Па­риж­ской опе­ре (парт­нёр М. Таль­о­ни). В 1829 вер­нул­ся в Ко­пен­га­ген, вы­сту­пал как тан­цов­щик (до 1848; «Поль и Вир­ги­ния» и др.) и ба­лет­мей­стер (до 1877); в 1855–56 тан­це­вал в Ве­не, в 1861–64 – в Сток­голь­ме, пре­по­да­вал тан­цы при дат. ко­ро­лев­ском дво­ре. По­ста­вил 53 ба­ле­та, не­ко­то­рые со­хра­ни­лись, вой­дя в ми­ро­вой ре­пер­ту­ар. Наи­бо­лее из­вест­ны: «Силь­фи­да» Х. Лё­вен­шел­ля (1836), «Не­аполь, или Ры­бак и его не­вес­та» Х. С. Па­ул­ли, Э. Хель­сте­да, Н. В. Га­де, Х. Люм­бю (1842), «Кон­сер­ва­то­рия, или Брач­ное объ­яв­ле­ние в га­зе­те» (1849) и «Яр­мар­ка в Брюг­ге, или Три да­ра» (1852) Па­ул­ли, «На­род­ное пре­да­ние» Га­де и Й. П. Э. Харт­ма­на (1854), «Фес­ти­валь цве­тов в Дженд­за­но» Хель­сте­да и Па­ул­ли (1858). По­след­ний ба­лет Б. – «Из Си­би­ри в Мо­ск­ву» К. Х. Мол­ле­ра (1876) воз­ник под впе­чат­ле­ни­ем от по­езд­ки в Рос­сию в 1874. Вид­ней­ший пред­ста­ви­тель ро­ман­тич. ба­ле­та, Б. соз­да­вал ба­ле­ты разл. жан­ров: ли­рич. дра­мы, ко­ме­дии, пан­то­мим­ные ба­ле­ты, ба­ле­ты-во­де­ви­ли и др. Со­еди­няя клас­сич. и ха­рак­тер­ный тан­цы, об­ра­щал­ся к фан­та­стич. пре­да­ни­ям и нар. эпо­су Да­нии, ши­ро­ко ис­поль­зо­вал фольк­лор раз­ных на­ро­дов. Вклю­чал в свои по­ста­нов­ки боль­шие пан­то­мим­ные сце­ны, тре­бо­вав­шие от тан­цов­щи­ков ак­тёр­ско­го мас­тер­ст­ва. Б. сфор­ми­ро­вал нац. свое­об­ра­зие дат­ско­го ба­ле­та, уде­ляя осо­бое вни­ма­ние ми­мич. вы­ра­зи­тель­но­сти, «мел­кой тех­ни­ке» ног, вир­ту­оз­но­сти муж­ско­го тан­ца. Вы­даю­щий­ся пе­да­гог, соз­дал свою ме­то­ди­ку пре­по­да­ва­ния, т. н. урок Бур­нон­ви­ля, за­пи­сан­ный его уче­ни­ка­ми и во­шед­ший в ба­лет­ную пе­да­го­гич. прак­ти­ку. Бла­го­да­ря не­укос­ни­тель­но­му сле­до­ва­нию тра­ди­ци­ям Б. клас­сич. та­нец в ба­ле­те Да­нии со­хра­нил­ся поч­ти без из­ме­не­ний и не те­ря­ет сво­его зна­че­ния.

Соч.: Mit theaterliv. Kbh., 1848–1878. Pt. 1–3.

Лит.: Perspektiv på Bournonville. Kbh., 1980; Фри­де­ри­чиа А. А. Бур­нон­виль. М., 1983; The Bournonville ballets: A photographic record. 1844–1933. L., 1987; Кра­сов­ская В. М. А. Бур­нон­виль // Кра­сов­ская В. М. За­пад­но­ев­ро­пей­ский ба­лет­ный те­атр. Очер­ки ис­то­рии: Ро­ман­тизм. М., 1996.

Вернуться к началу