Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«БУ́РГТЕАТР»

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 356

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Полётова
«Бургтеатр». Вена.

«БУ́РГТЕАТР» (Burgtheater), те­атр в Ве­не. Ос­но­ван в 1741 по рас­по­ря­же­нию имп. Ма­рии Те­ре­зии вбли­зи двор­ца Хоф­бург в до­ме для ба­лов на Ми­ха­элер­п­лац, по­лу­чил назв. «Ко­ро­лев­ский те­атр при двор­це» или «Б.». В 1740-е гг. здесь по­ка­зы­ва­ли опе­ры и ба­ле­ты итал. и франц. ар­ти­сты. С 1751 на­ча­лись вы­сту­п­ле­ния австр. трупп. Дек­ре­том имп. Ио­си­фа II в 1776 те­атр по­лу­чил ста­тус при­двор­но­го и назв. «Не­мец­кий на­цио­наль­ный те­атр». В 1794–1918 на­зы­вал­ся «Им­пе­ра­тор­ский и ко­ро­лев­ский при­двор­ный те­атр ря­дом с Бур­гом». С 1918 совр. назв. С 1888 ра­бо­та­ет в но­вом зда­нии (ар­хи­тек­то­ры Г. Зем­пер и К. Ха­зе­нау­эр, ху­дож­ни­ки Г. Климт, Э. Климт и др.), в 1945 по­стра­дав­шем от бом­бар­ди­ро­вок и пол­но­стью вос­ста­нов­лен­ном в 1955. На­чи­ная с 18 в. ре­пер­ту­ар те­ат­ра фор­ми­ро­вал­ся гл. обр. из про­из­ве­де­ний нем. и франц. клас­си­ки, пьес У. Шек­спи­ра, исп. дра­ма­тур­гов эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния, ан­тич­ной дра­ма­тур­гии. В 19 в. ста­ви­лись пье­сы Ф. Гриль­пар­це­ра, А. Шниц­ле­ра, Г. фон Гоф­ман­ста­ля, а так­же вен­ские ко­ме­дии и «на­род­ные пье­сы». Спек­так­ли от­ли­ча­лись пыш­но­стью оформ­ле­ния, ис­пол­не­ние – вы­ра­зи­тель­но­стью дек­ла­ма­ции и пла­сти­ки, му­зы­каль­но­стью, эмо­цио­наль­ной при­под­ня­то­стью. Во­шед­шие в ре­пер­ту­ар в 20 в. пье­сы Г. Иб­се­на, Г. Га­упт­ма­на, Л. Н. Тол­сто­го, А. П. Че­хо­ва, Ф. Вер­фе­ля и др., тре­бо­вав­шие но­вых сце­нич. ре­ше­ний, при­ве­ли к от­хо­ду «Б.» от прин­ци­пов ака­де­миз­ма. В 1920–1940-е гг. в те­ат­ре ра­бо­та­ли экс­прес­сио­ни­сты: реж. А. Хей­не, ху­дож­ни­ки А. Рол­лер, Р. Гей­линг, О. Штрнад. В 1950–1960-е гг. по­сле­до­ва­тель Ста­ни­слав­ско­го сис­те­мы, ре­фор­ма­тор опе­ры В. Фель­зен­штейн соз­дал на сце­не «Б.» свои луч­шие дра­ма­тич. спек­так­ли. В 1970-е гг. здесь ста­ви­ли спек­так­ли Дж. Стре­лер и Ж. Л. Бар­ро. Но гл. ху­дож. цен­но­стью «Б.» был и ос­та­вал­ся пре­вос­ход­ный ак­тёр­ский ан­самбль, в ко­то­рый в раз­ные го­ды вхо­ди­ли: Р. Ас­лан, Э. Баль­зер, Х. Блейб­трой, К. М. Бран­дау­эр, П. Вес­се­ли, Ш. Воль­тер, Й. Кайнц, Ю. Лам­пе, Э. Орт, Г. Фосс, М. Хель­тау, П. А. Хёр­би­гер, Л. Шварц и мн. др. В 1986–1999 «Б.» ру­ко­во­дил нем. ре­жис­сёр К. Пай­манн, пред­ста­ви­тель аль­тер­на­тив­но­го, со­ци­аль­но-кри­тич. на­прав­ле­ния. Он уде­лял осо­бое вни­ма­ние ак­ту­аль­ным об­ществ. про­бле­мам и совр. ре­пер­туа­ру. С 1999 во гла­ве труп­пы – К. Бах­лер. В те­ат­ре ра­бо­та­ют ве­ду­щие ре­жис­сёры: А. Брет, Л. Бон­ди, К. М. Грю­бер, П. Ца­дек и др.

Лит.: Hennings F. Heimat Burgtheater. W.; Münch., 1972.

Вернуться к началу