Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАТИ́

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 102

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Дунаева

БАТИ́ (Bаty) Гас­тон (26.5.1885, Пе­люс­сен, деп-т Луа­ра – 13.10.1952, там же), франц. ре­жис­сёр, ак­тёр, ху­дож­ник те­ат­ра. По­лу­чил бо­го­сл. об­ра­зо­ва­ние, поз­же окон­чил ун-т в Лио­не. За­ни­мал­ся лит. дея­тель­но­стью (пье­са Б. «Страсть» по­став­ле­на в 1905 в те­ат­ре под рук. Ж. Ру­ше, Ли­он). Ху­дож. взгля­ды фор­ми­ро­ва­лись под влия­ни­ем по­ста­но­вок ре­жис­сё­ров Г. Фук­са и Ф. Эр­ле­ра, твор­че­ства нем. ро­ман­ти­ков. С 1919 в труп­пе Ф. Же­мье (Па­риж). В 1921–28 воз­глав­лял собств. труп­пу «Ба­рак Хи­ме­ры», где по­ста­вил спек­так­ли «Майя» С. Ган­тий­о­на (1924, 1927), «Смен­ные го­ло­вы» Ж. Пел­ле­ре­на (1925–26), «Диб­бук» Ан-ско­го (1927–28) и др. Счи­тал, что ху­дож. об­раз спек­так­ля воз­ни­ка­ет на пе­ре­се­че­нии всех ви­дов ис­кусств и ро­ж­да­ет­ся в дей­ст­вии, по­это­му те­атр дол­жен пре­одо­леть за­ви­си­мость от ли­те­ра­ту­ры. Ав­тор ря­да тео­ре­тич. ра­бот, в т. ч. ма­ни­фе­ста «Мас­ка и ка­ди­ло» («Le Masque et l’Encensoir», 1926). В 1926 вме­сте с Ш. Дюл­ле­ном, Л. Жу­ве и Ж. Пи­тое­вым во­шёл в те­ат­раль­ное объ­е­ди­не­ние «Кар­тель», вы­сту­пав­шее про­тив ком­мер­циа­ли­за­ции те­ат­ра. В 1930–47 ру­ко­во­дил те­ат­ром «Мон­пар­нас» («Мон­пар­нас-Ба­ти»), по­ста­вил спек­так­ли: «Трёх­гро­шо­вая опе­ра» Б. Брех­та (1930–31), «Пре­сту­п­ле­ние и на­ка­за­ние» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му (1933), «Ма­дам Бо­ва­ри» по Г. Фло­бе­ру (1936–37) и др. С 1936 вме­сте с др. чле­на­ми «Кар­те­ля» воз­глав­лял «Ко­ме­ди Фран­сез», где по­ста­вил «Под­свеч­ник» А. Мюс­се (1936), «Со­ло­мен­ную шляп­ку» Э. Ла­би­ша (1938) и др. Во мн. сво­их по­ста­нов­ках вы­сту­пал как ху­дож­ник. Од­но­вре­мен­но с дра­ма­ти­че­ски­ми ста­вил экс­пе­рим. ку­коль­ные спек­так­ли (пер­вое пуб­лич­ное пред­став­ле­ние – 1944). Вдох­нов­лён­ный иде­ей де­цен­тра­ли­за­ции те­ат­раль­ной жиз­ни, по­свя­тил по­след­ние го­ды про­винц. труп­пе «Ко­ме­ди де Про­ванс» (1950–52) в г. Экс-ан-Про­ванс.

Соч.: Vie de l’art théâtral des origines а̀ nos jours. P., 1932 (en coop. avec R. Chavance); Théâtre Joly. P., 1937; Rideau baissé. P., 1949.

Лит.: Фин­кель­штейн Е. Л. Кар­тель че­ты­рех. Л., 1974.

Вернуться к началу