Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕРСЕ́НЕВ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 404

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. И. Пашкина
И. Н. Берсенев в роли Сирано де Бержерака («Сирано де Бержерак» Э. Ростана).

БЕРСЕ́НЕВ (псевд.; наст. фам. Пав­ли­щев) Иван Ни­ко­лае­вич [11(23).4.1889, Мо­ск­ва – 25.12.1951, там же], рос. ак­тёр, ре­жис­сёр, нар. арт. СССР (1948). Муж С. В. Гиа­цин­то­вой. Обу­ча­ясь в Ки­ев­ском ун-те, по­се­щал дра­ма­тич. шко­лу Е. А. Леп­ков­ско­го. В 1907 в ки­ев­ском те­ат­ре Со­лов­цо­ва ра­бо­тал под рук. К. А. Мар­джа­ни­шви­ли. Ос­та­вив уни­вер­си­тет, иг­рал в про­вин­ции; об­ла­дал кра­си­вой внеш­но­стью и вы­ра­зи­тель­ным го­ло­сом. Вы­сту­пал в осн. в ам­п­луа ге­роя: Жа­дов, Ми­тя («До­ход­ное ме­сто», «Бед­ность не по­рок» А. Н. Ост­ров­ского), Ио­ган­нес («Оди­но­кие» Г. Гаупт­ма­на), Маль­кольм («Мак­бет» У. Шек­спи­ра) и др. С 1911 в МХТ, где под влия­ни­ем Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко рас­крыл­ся как ха­рак­тер­ный ак­тёр: Пётр Вер­хо­вен­ский («Ни­ко­лай Став­ро­гин» по «Бе­сам» Ф. М. Дос­то­ев­ско­го), За­го­рец­кий («Го­ре от ума» А. С. Гри­бое­до­ва). В 1924–36 во МХАТе 2-м (с 1928 худ. рук.). Ро­ли: Бо­рис Го­ду­нов («Смерть Ио­ан­на Гроз­но­го» А. К. Тол­сто­го), Ми­нут­ка («Рас­то­чи­тель» Н. С. Лес­ко­ва), Иу­душ­ка Го­лов­лёв («Тень ос­во­бо­ди­те­ля» по М. Е. Сал­ты­ко­ву-Щед­ри­ну), Ла­эрт («Гам­лет» Шек­спи­ра) и др. Пер­вая зна­чит. по­ста­нов­ка – «Чу­дак» А. Н. Афи­но­ге­но­ва (1929; совм. с А. И. Че­ба­ном; роль Гор­ско­го). В 1936–38 в Те­ат­ре им. МОСПС. С 1938 худ. рук. и ве­ду­щий ак­тёр Моск. те­ат­ра им. Ле­нин­ско­го ком­со­мо­ла. По­ста­вил: «Па­рень из на­ше­го го­ро­да» (1941) и «Так и бу­дет» (1944) К. М. Симо­но­ва, «Фронт» А. Е. Кор­ней­чу­ка (1942), «Юность от­цов» Б. Л. Гор­ба­то­ва (1943) и др. Сре­ди ро­лей: Гель­мер («Но­ра» Г. Иб­се­на, совм. пост. с Гиа­цин­то­вой, 1939), Про­та­сов («Жи­вой труп» Л. Н. Тол­сто­го, 1942), Си­ра­но де Бер­же­рак («Си­ра­но де Бер­же­рак» Э. Рос­та­на, 1943). Ха­рак­тер­ные чер­ты ре­жис­сёр­ско­го иск-ва Б. – вы­со­кие куль­ту­ра и вкус, точ­ность и чёт­кость за­мыс­ла, уме­ние вы­ра­зить осн. идею пье­сы пре­ж­де все­го че­рез иск-во ак­тё­ра. Сни­мал­ся в ф. «Ве­ли­кий гра­ж­да­нин» и др. Пре­по­да­вал в ГИТИСе (проф. с 1939).

Лит.: И. Н. Бер­се­нев. Сб. ста­тей. М., 1961; Бир­ман С. Судь­бой да­ро­ван­ные встре­чи. М., 1971; Гиа­цин­то­ва С. В. С па­мя­тью на­еди­не. 2-е изд. М., 1989.

Вернуться к началу