Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕРНА́Р

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 391

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Дунаева
С. Бернар – Гамлет. Афиша «Театра Сары Бернар». Художник А. Муха. 1899.

БЕРНА́Р (Bernhardt) Са­ра (наст. имя и фам. Ген­ри­ет­та Ро­зи­на Бер­нар, Bernard) (22.10.1844, Па­риж  26.3.1923, там же), франц. ак­три­са. По окон­ча­нии Па­риж­ской конс. (дра­ма­тич. класс Ж. Б. Ф. Про­во) в 1862 де­бю­ти­ро­ва­ла в «Ко­ме­ди Фран­сез» в ро­ли Ифи­ге­нии («Ифи­ге­ния в Ав­ли­де» Ж. Ра­си­на). За­тем ра­бо­та­ла в па­риж­ских те­ат­рах «Жим­наз», «Порт-Сен-Мар­тен», «Оде­он». В 18721880 вновь в «Ко­ме­ди Фран­сез», где в 1877 ста­ла чле­ном-пай­щи­ком. В 1893 при­об­ре­ла те­атр «Ре­нес­санс», в 1898  те­атр на пл. Шат­ле, по­лу­чив­ший назв. «Те­атр Са­ры Бер­нар». Ак­три­су на­зы­ва­ли «ко­ро­ле­вой ма­нер и прин­цес­сой жес­тов», «зо­ло­тым го­ло­сом». Б. об­ла­да­ла ост­рой на­блю­да­тель­но­стью и уме­ни­ем дать мет­кую ха­рак­те­ри­сти­ку пер­со­на­жу, её тем­пе­ра­мент уме­ло на­прав­лял­ся вир­ту­оз­но от­шли­фо­ван­ной тех­ни­кой. Мно­гие, в т. ч. В. Гю­го, А. Ан­ту­ан, К. С. Ста­ни­слав­ский, С. М. Вол­кон­ский, счи­та­ли её иск-во об­раз­цом тех­нич. со­вер­шен­ст­ва. Спе­ци­аль­но для Б. пи­са­ли пье­сы В. Сар­ду («Тео­до­ра», 1884; «Тос­ка», 1887; «Кол­ду­нья», 1903), Э. Рос­тан («Прин­цес­са Грёза», 1895; «Са­ма­ри­тян­ка», 1897; «Ор­лё­нок», 1900). Афи­ши к её спек­так­лям оформ­лял А. Му­ха. Сре­ди луч­ших ро­лей: Фед­ра («Фед­ра» Ра­си­на), до­нья Соль и Ко­ро­ле­ва («Эр­на­ни» и «Рюи-Блаз» Гю­го), Мар­га­ри­та Го­тье («Да­ма с ка­ме­лия­ми» А. Дю­ма-сы­на), Гам­лет («Гам­лет» У. Шек­спи­ра), Ло­рен­цач­чо («Ло­рен­цач­чо» А. Мюс­се). С 1880-х гг. Б. мно­го га­ст­ро­ли­ро­ва­ла по Ев­ро­пе и Аме­ри­ке, вы­сту­па­ла в Рос­сии (1881, 1892, 190809). На­пи­са­ла ав­то­био­гра­фич. ро­ман «Ма­лень­кий идол» («Petite idole», 1920), ра­бо­ту об ак­тёр­ском мас­тер­ст­ве «Ис­кус­ст­во те­ат­ра: го­лос, жест, про­из­но­ше­ние» («L’Art du théâtre: la voix, le geste, la prononcia­ti­on», 1923). С 1900 сни­ма­лась в ки­но («Ду­эль Гам­ле­та», «Ко­ро­ле­ва Ели­за­ве­та», «Ад­рие­на Ле­кув­рёр», «Фран­цуз­ские ма­те­ри» и др.). Умер­ла во вре­мя съё­мок ф. «Яс­но­ви­ди­ца». В 1914 на­гра­ж­де­на ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гио­на.

Соч.: Моя двой­ная жизнь. М., 1991.

Лит.: Ку­гель А. Те­ат­раль­ные порт­ре­ты. М., 1929; Spivakoff P. S. Bernhardt vue par les Nadar. P., 1982; Simon B. S. Bernhardt. Mythe et réalité. Angres, 1984; Лит­ви­нен­ко Н. Г. ­Гаст­ро­ли за­ру­беж­ных дра­ма­ти­че­ских ар­ти­стов в Рос­сии (XIX  на­ча­ло XX вв.). М., 2000; Givner J. Playing S. Bernhardt. Toron­to, 2004.

Вернуться к началу