Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БА́БОЧКИН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 624

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. К. Шах-Азизова
Б. А. Бабочкин – Клаверов («Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина).

БА́БОЧКИН Бо­рис Ан­д­рее­вич [5(18).1.1904, Са­ра­тов – 17.7.1975, Мо­ск­ва], рос. ак­тёр, ре­жис­сёр, нар. арт. СССР (1963), Ге­рой Соц. Тру­да (1974). В 1921 окон­чил моск. сту­дию «Мо­ло­дые мас­те­ра» под рук. И. Н. Пев­цо­ва. Иг­рал в про­вин­ци­аль­ных и ле­нингр. те­ат­рах. Уже то­гда рас­крыл­ся мас­штаб да­ро­ва­ния Б., не знав­ше­го ра­мок ам­п­луа. В 1931–36 в Ле­нингр. те­ат­ре дра­мы им. А. С. Пуш­ки­на; сре­ди ро­лей – ца­ре­вич Алек­сей («Пётр I» А. Н. Тол­сто­го), Са­мо­зва­нец («Бо­рис Го­ду­нов» Пуш­ки­на), Хле­ста­ков («Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля). Пер­вая по­ста­нов­ка – «Но­ра» Г. Иб­се­на (1935). В 1934 на эк­ра­ны вы­шел ф. «Ча­па­ев», за­глав­ная роль в ко­то­ром при­нес­ла Б. ми­ро­вую сла­ву. В 1936–40 ак­тёр, ре­жис­сёр, с 1938 худ. рук. БДТ, где по­ста­вил: «Дач­ни­ки» М. Горь­ко­го (1939, Влас), «Царь По­тап» А. А. Коп­ко­ва (1940). С 1940 в моск. Те­ат­ре им. Евг. Вах­тан­го­ва, где сыг­рал Ог­не­ва («Фронт» А. Е. Кор­ней­чу­ка) и по­ста­вил «Но­во­год­нюю ночь» А. К. Глад­ко­ва (1946). С 1946 в Те­ат­ре-сту­дии кино­ак­тё­ра. В 1951 ре­жис­сёр Нар. те­ат­ра Со­фии (Бол­га­рия). В 1952–53 гл. режис­сёр Моск. дра­ма­тич. те­ат­ра им. А. С. Пуш­ки­на. Од­на из са­мых зна­чит. ро­лей – Кла­ве­ров («Те­ни» М. Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на). В 1949–51, 1955–68 и с 1970 в Ма­лом те­ат­ре. Ре­жис­сёр­ским ра­бо­там Б., при вы­со­кой по­ста­но­воч­ной куль­ту­ре, бы­ли свой­ст­вен­ны по­ле­мич­ность и но­ва­тор­ст­во в про­чте­нии клас­си­ки: «Ива­нов» А. П. Че­хо­ва (1960, за­глав­ная роль), «Дач­ни­ки» (1964, Су­слов), «Дос­ти­га­ев и дру­гие» (1971, Дос­ти­га­ев), «Фаль­ши­вая мо­не­та» (1972) Горь­ко­го, «Прав­да – хо­ро­шо, а сча­стье луч­ше» (1965, Гроз­нов), «Гро­за» (1974, Ку­ли­гин) А. Н. Ост­ров­ско­го. Этап­ной в ис­тории рус. те­ат­ра ста­ла роль Аа­да­ма в «Бра­конь­е­рах» Э. Ран­не­та. Ак­тёр­ский диа­па­зон Б. про­сти­рал­ся от об­ра­зов мыс­ли­те­лей, ин­тел­лек­туа­лов до на­род­ных, поч­ти фольк­лор­ных пер­со­на­жей. Пси­хо­ло­гич. глу­би­на, ост­ро­та ре­ше­ний со­че­та­лись с яс­но­стью идеи, тем­пе­ра­мен­том. Снял­ся в филь­мах «Под­ру­ги», «Ак­три­са», «Бег­ст­во мис­те­ра Мак-Кин­ли» и др. По­ста­вил филь­мы «Род­ные по­ля» (1945, Вы­бор­нов), «По­весть о "Не­ис­то­вом"» (1947, Ни­ки­тин). Сре­ди ро­лей на ТВ: Ни­ко­лай Сте­па­но­вич («Скуч­ная ис­то­рия» по Че­хо­ву), Олё­ша Смо­лин («Плот­ниц­кие рас­ска­зы» по В. И. Бе­ло­ву), «Мо­но­ло­ги» по «Ма­лень­ким тра­ге­ди­ям» Пуш­ки­на. Ра­бо­тал на ра­дио. Пре­по­да­вал в шко­ле-сту­дии при БДТ и во ВГИКе (проф. с 1966). Гос. пр. СССР (1941, 1951; 1977, посм.), 3 ор­де­на Ле­ни­на.

Соч.: В те­ат­ре и ки­но. М., 1968; Без ски­док на воз­раст. М., 1986; Вос­по­ми­на­ния. Днев­ни­ки. Пись­ма. М., 1996.

Лит.: Пар­фё­нов Л. Б. Ба­боч­кин. М., 1978.

Вернуться к началу