Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАБА́НОВА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 617-618

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. Р. Губайдуллина
ГЦТМ им. А. А. Бахрушина М. И. Бабанова в роли Дианы («Собака на сене» Лопе де Веги). Художник С. Лобанов.

БАБА́НОВА Ма­рия Ива­нов­на [29.10(11.11).1900, Мо­ск­ва – 4.4.1983, там же], рос. ак­три­са, нар. арт. СССР (1954). В 1920 окон­чи­ла сту­дию под рук. Ф. Ф. Ко­мис­сар­жев­ско­го. С 1920 в Те­ат­ре РСФСР 1-м, за­тем ра­бо­та­ла в Те­ат­ре Ак­тё­ра, Те­ат­ре ГИТИС, в 1923–27 – в Те­ат­ре им. Мей­ер­холь­да. Ро­ли: Стел­ла («Ве­ли­ко­душ­ный ро­го­но­сец» Ф. Кром­ме­лин­ка), Теа Баа­зе («Учи­тель Бу­бус» А. М. Фай­ко), Бой («Ры­чи, Ки­тай!» С. М. Треть­я­ко­ва), Ма­рья Ан­то­нов­на («Ре­ви­зор» Н. В. Го­го­ля). Ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль Б. сло­жил­ся под влия­ни­ем В. Э. Мей­ер­холь­да. Ро­ли, соз­дан­ные под его ру­ко­во­дством, поль­зо­ва­лись бе­зо­го­во­роч­ным при­зна­ни­ем зри­те­лей и кри­ти­ков. Б. на­зы­ва­ли «зри­мым чу­дом те­ат­ра», оли­це­тво­ре­ни­ем вы­со­чай­ше­го ак­тёр­ско­го мас­тер­ст­ва. В её иск-ве вир­ту­оз­ная тех­ни­ка, от­то­чен­ность фор­мы со­че­та­лись с яр­кой эмо­цио­наль­но­стью и мяг­кой, на­ив­ной жен­ст­вен­но­стью. С 1922 иг­ра­ла в Те­ат­ре Ре­во­лю­ции (с 1954 Те­атр им. Вл. Мая­ков­ско­го), где в по­ста­нов­ках Мей­ер­холь­да, А. Д. Ди­ко­го, А. Д. По­по­ва, А. М. Ло­ба­но­ва и др. ещё ши­ре про­явил­ся её ак­тёр­ский диа­па­зон: По­ли­на («До­ход­ное ме­сто» А. Н. Ост­ров­ско­го), Го­га («Че­ло­век с порт­фе­лем» А. М. Фай­ко), Ан­ка («По­эма о то­по­ре» Н. Ф. По­го­ди­на), Ма­ша («По­сле ба­ла» По­го­ди­на, роль на­пи­са­на спе­ци­аль­но для Б.), Джуль­ет­та и Офе­лия («Ро­мео и Джуль­ет­та» и «Гам­лет» У. Шек­спи­ра), Диа­на («Со­ба­ка на се­не» Ло­пе де Ве­ги), Со­фья («Зы­ко­вы» М. Горь­ко­го), Ра­нев­ская («Виш­нё­вый сад» А. П. Че­хо­ва), тё­тя Ка­па («Крес­ло № 16» Д. Б. Уг­рю­мо­ва), Ли­дия Са­мой­лов­на («Ма­рия» А. Д. Са­лын­ско­го; Гос. пр. РСФСР, 1972), Мос­ка­лё­ва («Дя­дюш­кин сон» по Ф. М. Дос­то­ев­ско­му) и др. Сим­во­лом вре­ме­ни ста­ла её Та­ня в од­но­им. пье­се А. Н. Ар­бу­зо­ва. В 1979 на сце­не МХАТ сыг­ра­ла свою по­след­нюю роль – Же­ну в пье­се Э. Ол­би «Всё кон­че­но». Вы­со­кий, сколь­зя­щий, бо­га­тый тем­бра­ми го­лос Б. со­хра­ни­ли ра­дио­по­ста­нов­ки («Оле-Лу­койе», «Ма­лень­кий принц» и др.). Гос. пр. СССР (1941). На­гра­ж­де­на ор­де­ном Ле­ни­на.

Лит.: Ту­ров­ская М. И. Ба­ба­но­ва: Ле­ген­да и био­гра­фия. М., 1981; Бер­нов­ская Н. М. Ба­ба­но­ва: «При­ми­те прось­бу о по­ми­ло­ва­нии…»: Вос­по­ми­на­ния и пись­ма. М., 1996.

Вернуться к началу