Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АХМЕТЕ́ЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 577

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




АХМЕТЕ́ЛИ Алек­сандр (Сан­д­ро) Ва­силь­е­вич [1(13).4.1886, с. Ана­га, Гру­зия – 29.6.1937], груз. ре­жис­сёр, нар. арт. Груз. ССР (1933). Один из круп­ней­ших груз. те­ат­раль­ных дея­те­лей 20 в. Из се­мьи свя­щен­ни­ка. Окон­чил юри­дич. ф-т Пе­терб. ун-та (1916). За­ни­мал­ся лит. дея­тель­но­стью. В 1920 по­ста­вил «Бер­до Зма­ния» С. И. Шан­шиа­шви­ли в Те­ат­ре груз. дра­мы (с 1921 Те­атр им. Ш. Рус­та­ве­ли). С 1924 гл. ре­жис­сёр это­го те­ат­ра при ху­дож. ру­ко­во­дстве К. А. Мард­жа­ни­шви­ли. В том же го­ду по ини­циа­ти­ве А. соз­да­на мо­ло­дёж­ная кор­по­ра­ция «Ду­руд­жи». Ста­вил спек­так­ли совм. с Мар­джа­ни­шви­ли («Ге­рой» Дж. Син­га, 1923; «Ге­рои Эте­ри» С. И. Шан­шиа­шви­ли, 1924; «Гам­лет» У. Шек­спи­ра и «Де­зер­тир­ка» Н. А. Азиа­ни – 1925; пан­то­ми­ма Т. Н. Вах­ва­хи­шви­ли «Мзе­там­зе», 1926, и др.) и са­мо­стоя­тель­но («Иные нын­че вре­ме­на» А. А. Ца­га­ре­ли, 1920; «Са­ло­мея» О. Уай­ль­да и «Ро­дам» С. И. Шан­шиа­шви­ли, 1923; «Че­ло­век из зер­ка­ла» Ф. Вер­фе­ля, 1925, и др.). По­сле ухо­да К. А. Мард­жа­ни­шви­ли в 1926 А. воз­главил Те­атр им. Рус­та­ве­ли, ут­вер­ждая в нём ге­рои­ко-ро­ман­тич. на­прав­ле­ние. Соз­дан­ные А. спек­так­ли от­ли­ча­лись эмо­цио­наль­но­стью, изо­бре­та­тель­но­стью, яр­ко­стью и свое­об­ра­зи­ем сце­нич. фор­мы, гар­мо­нич. слит­но­стью всех ком­по­нен­тов, мас­тер­ст­вом по­ста­нов­ки мас­со­вых сцен: «Заг­мук» А. Г. Гле­бо­ва и «Аме­ри­кан­ский дя­дюш­ка» Н. И. Шиу­ка­шви­ли (оба 1926); «Ле­во ру­ля» В. Н. Билль-Бе­ло­цер­ков­ско­го, «Кар­мен­си­та» К. А. Лип­ске­ро­ва, «Де­сять дней» по Дж. Ри­ду, «Со­ве­ти­за­ция аме­ри­кан­ско­го дя­дюш­ки» Н. И. Шиу­ка­шви­ли (все 1927); «Раз­лом» Б. А. Лав­ре­нё­ва, «Ан­зор» С. И. Шан­шиа­шви­ли (оба 1928); «Не­на­висть» П. Д. Яль­це­ва, «Де­ло­вой че­ло­век» В. Га­зенк­ле­ве­ра, «Го­род вет­ров» В. М. Кир­шо­на (все 1929); «Ла­ма­ра» (1930), «Трое» С. И. Шан­шиа­шви­ли, «Тет­нульд» Ш. Н. Да­диа­ни (оба 1931); «Раз­бой­ни­ки» Ф. Шил­ле­ра (1933), «Ин­тер­вен­ция» Л. И. Сла­ви­на, «Чу­жой ре­бё­нок» по В. В. Шквар­ки­ну (оба 1934). В 1935 ре­прес­си­ро­ван, в 1956 реа­би­ли­ти­ро­ван по­смерт­но.

Лит.: Кик­над­зе В. С. Ах­ме­те­ли. Тб., 1977; Ка­лан­да­ри­шви­ли М. Про­бле­мы ре­жис­су­ры С. Ах­ме­те­ли. Тб., 1986 (все на груз. яз.); Уру­шад­зе Н. С. Ах­ме­те­ли. М., 1990.

Вернуться к началу