Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АРТО́

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 291-292

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Дунаева, А. В. Голубков
А. Арто. 1947.

АРТО́ (Artaud) Ан­то­нен (наст. имя Ан­туан Ма­ри Жо­зеф) (4.9.1896, Мар­сель – 4.3.1948, Ив­ри-сюр-Сен), франц. ак­тёр, ре­жис­сёр, тео­ре­тик те­ат­ра, по­эт, ху­дож­ник. Как ак­тёр в 1922 ра­бо­тал у Ш. Дюл­ле­на (Ан­сельм – «Ску­пой» Моль­е­ра, Дон Ба­си­лио – «Жизнь есть сон» Каль­де­ро­на, и др.), в 1923 у Ж. Пи­тое­ва (см. Пи­тое­вы) (кло­ун Джек­сон – «Тот, кто по­лу­ча­ет по­щё­чи­ны» Л. Н. Ан­д­рее­ва, и др.). В 1924–26 при­мы­кал к сюр­реа­ли­стам, воз­гла­вил Сюр­реа­ли­стич. Бю­ро Ис­сле­до­ва­ний, где раз­ра­ба­ты­вал тео­рию это­го на­прав­ле­ния. Вме­сте с Р. Вит­ра­ком и Р. Аро­ном в 1926 соз­дал «Те­атр Альф­ре­да Жар­ри» (за­крыт в 1930). В 1932 опуб­ли­ко­вал ма­нифест «Те­ат­ра жес­то­ко­сти». В 1936–37 пу­те­ше­ст­во­вал по Мек­си­ке и Ир­лан­дии. С 1937 до кон­ца жиз­ни – в пси­хи­ат­рич. кли­ни­ке [этот тра­гич. опыт час­тич­но ото­бра­жён в «Ро­дез­ских пись­мах» («Lett­res de Rodez», 1943–46)]. А. – один из круп­ней­ших тео­ре­ти­ков те­ат­ра 20 в., ока­зав­ший влия­ние на раз­ви­тие те­ат­раль­но­го иск-ва Ев­ро­пы (осо­бен­но аб­сур­да те­ат­ра) по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны. По А., те­атр при­зван из­ме­нить ми­ро­вос­прия­тие зри­те­ля пу­тём силь­но­го эмо­цио­наль­но­го воз­дей­ст­вия; он дол­жен не по­вто­рять по­все­днев­ную ре­аль­ность, но соз­да­вать свою соб­ст­вен­ную, об­ра­щая зри­те­ля к ме­та­фи­зич. глу­би­нам жиз­ни в её из­на­чаль­ной жес­то­ко­сти и для это­го упо­доб­ля­ясь ма­гич. дей­ст­ву. От­вер­гая за­ви­си­мость те­ат­ра от сю­же­та и связ­ного тек­ста, А. стре­мил­ся соз­дать но­вый сце­нич. язык, в ко­то­ром пре­об­ла­да­ют не­вер­баль­ные эле­мен­ты (ин­то­на­ция, жест, по­зы, дви­же­ния, свет), на­де­лён­ные од­но­вре­мен­но и сим­во­лич. зна­чи­мо­стью, и си­лой не­по­сред­ст­вен­но­го воз­дей­ст­вия на чув­ст­ва. Сло­ва долж­ны об­рес­ти си­лу за­кли­на­ния, пред­ме­ты и те­ла ак­тё­ров – воз­вы­сить­ся до сим­волов, сце­на и зал – слить­ся в еди­ное про­стран­ст­во, вос­ста­нав­ли­ваю­щее пря­мое об­ще­ние ме­ж­ду зри­те­лем и ак­тё­ром (пред­ла­гал по­мес­тить зри­те­ля на вра­щаю­щие­ся крес­ла в са­мый центр про­исхо­дя­ще­го). Акт жес­то­ко­сти – это под­лин­ная жизнь, не обо­зна­чае­мая, а не­по­сред­ст­вен­но тво­ри­мая ак­тё­ром на гла­зах у зри­те­ля. В 1935 в те­ат­ре «Фо­ли-Ва­грам» по­ста­вил пье­су «Чен­чи» (по П. Б. Шел­ли и Стен­да­лю). Сни­мал­ся в ки­но («Стра­сти Жан­ны Д’Арк» К. Т. Дрей­е­ра и «На­по­ле­он» А. Ган­са, оба 1927, и др.), ав­тор сце­на­рия ф. «Ра­ко­ви­на и свя­щен­ник» (1928).

По­этич. твор­че­ст­во А. [сб-ки «Не­бес­ный трик-трак» («Tric-trac du ciel», 1923), «Пу­по­ви­на лим­ба» («L’Ombilic des limbes», 1925)] от­ме­че­но эзо­те­риз­мом, мес­сиа­низ­мом, ни­ги­ли­стич. от­но­ше­ни­ем к ра­цио­наль­но­му по­зна­нию и к ба­зо­вым цен­но­стям зап. ци­ви­ли­за­ции; оно но­сит ало­гич­ный ха­рак­тер, на­сы­ще­но глос­со­ла­лия­ми, ма­ка­ро­низ­ма­ми, на­ру­ша­ет рит­мич. схе­мы. А. – ав­тор псев­до­ис­то­рич. ро­ма­на «Ге­лио­га­бал, или Ко­ро­но­ван­ный анар­хист» («Héliogabale ou l’anarchiste couronné», 1934) и кн. «Но­вые раз­мыш­ле­ния о Бы­тии» («Nouvelles révélations de l’être», 1937), ку­да ­вошли про­ро­че­ст­ва, соз­дан­ные с ис­поль­зо­ва­ни­ем карт та­ро.

Соч.: Œ uvres complè tes. P., 1956–1990. Vol. 1–25; Те­атр и его двой­ник. М., 1993; Ма­ни­фе­сты. Дра­ма­тур­гия. Лек­ции. Фи­ло­со­фия те­ат­ра. СПб., 2000.

Лит.: Sontag S. A la rencontre d’ A. Artaud. P., 1973; Maeder T. A. Artaud. P., 1978; Garelli J. Artaud et la question du lieu. P., 1982; Про­скур­ни­ко­ва Т. Б. А. Ар­то – тео­ре­тик «те­ат­ра жес­то­ко­сти» // Со­вре­мен­ное за­пад­ное ис­кус­ст­во. ХХ век. Про­бле­мы и тен­ден­ции. М., 1982; она же. Судь­ба и те­атр А. Ар­то // она же. Те­атр Фран­ции. Судь­бы и об­ра­зы. СПб., 2002.

Вернуться к началу