Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

А́ППИА

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 125-126

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Холмогорова
А. Аппиа. Эскиз декорации к опере «Парсифаль» Р. Вагнера.

А́ППИА (Ap­pia) Адольф (1.9.1862, Же­нева – 29.2.1928, Ньон, Швей­ца­рия), швейц. тео­ре­тик те­ат­ра, сце­но­граф, му­зы­кант. Один из соз­да­те­лей но­ва­тор­ской кон­цеп­ции сце­нич. про­стран­ст­ва, близ­кий по эс­те­тич. взгля­дам Г. Э. Г. Крэ­гу. Ис­пы­тал влия­ние фи­ло­со­фии А. Берг­со­на. В нач. 1880-х гг. по­зна­ко­мил­ся с твор­че­ст­вом Р. Ваг­не­ра и его те­ат­ром в г. Бай­рёйт. Ус­мот­рев про­ти­во­ре­чие ме­ж­ду но­ва­тор­ской муз. дра­мой Ваг­не­ра и ру­тин­ны­ми фор­ма­ми опер­но­го те­ат­ра, кри­ти­ко­вал ваг­не­ров­ский прин­цип син­те­за ис­кусств, от­вер­гал жи­во­пись в те­ат­ре вви­ду не­воз­мож­но­сти со­су­ще­ст­во­ва­ния на сце­не пло­ско­ст­ных, пи­сан­ных на хол­сте де­ко­ра­ций и трёх­мер­ной фи­гу­ры ак­тё­ра. Про­тив­ник на­ту­ра­лиз­ма, он пред­ла­гал вза­мен тра­ди­ци­он­ной для 19 в. де­ко­ра­ции аб­ст­ракт­ное, ар­хитек­тур­но ре­шён­ное сце­нич. про­стран­ст­во – ме­та­фо­рич. об­раз внут­рен­не­го ми­ра героев. Эс­ки­зы А., мно­гие из ко­то­рых так и не об­ре­ли сце­нич. во­пло­ще­ния, – фрон­таль­но раз­вёр­ну­тые рит­мич. ком­по­зи­ции, пред­на­зна­чен­ные для ди­на­миче­ских пла­стич. ре­ше­ний. Од­ним из пер­вых А. осо­бое зна­че­ние стал при­да­вать све­ту как на­ча­лу, фор­ми­рую­ще­му сце­нич. про­стран­ст­во. Осн. по­ло­же­ния его тео­рии из­ло­же­ны в тру­дах: «Сце­ни­че­ское во­пло­ще­ние ваг­не­ров­ской дра­мы» («La Mise en scène du drame wag­nérien», 1895), «Му­зы­ка и спек­такль» («Die Mu­sik und die In­szenie­rung», 1899), «Со­тво­ре­ние жи­во­го ис­кус­ст­ва» («L’Œu­vre d’art vi­vant», 1921) и др. Со­труд­ни­чал с Э. Жак-Дальк­ро­зом. Их со­вме­ст­ные ра­бо­ты в Ин-те рит­мич. гим­на­сти­ки в Хел­ле­рау: муз. пред­став­ле­ние «Ор­фей» по опе­ре К. В. Глю­ка (1912), «Бла­го­ве­ще­ние» П. Кло­де­ля (1912/13). Др. спек­так­ли А.: «Пар­си­фаль» (1922), «Три­стан и Изоль­да» (1923), «Зо­ло­то Рей­на» и «Валь­ки­рия» (оба – 1924) Р. Ваг­не­ра, «При­ко­ван­ный Про­ме­тей» Эс­хи­ла (1925). Эс­те­ти­ка А., со­еди­няв­шая в се­бе мн. по­сту­ла­ты сим­во­ли­ст­ско­го теат­ра и од­но­вре­мен­но пред­вос­хи­щав­шая те­ат­раль­ный кон­ст­рук­ти­визм, ока­за­ла влия­ние на ху­дож. мыш­ле­ние круп­ней­ших ре­жис­сё­ров 20 в.: М. Рейн­хард­та, Ж. Ко­по, Ж. Пи­тое­ва (см. Пи­тоевы), Э. Пис­ка­то­ра, Л. Йес­не­ра, В. Э. Мей­ер­холь­да, А. Я. Таи­ро­ва.

Соч.: Œu­vres complètes. Laus­an­ne, 1983–1991. Bd 1–4; Жи­вое ис­кус­ст­во. М., 1993.

Лит.: Вол­кон­ский С. Адольф Ап­пиа // Ху­до­же­ст­вен­ные от­кли­ки. СПб., 1912.

Вернуться к началу