Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АМПЛУА́

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 629

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




АМПЛУА́ (франц. em­ploi, букв. – при­ме­не­ние), тип ро­лей, со­от­вет­ст­вую­щий пси­хо­фи­зич. или сце­нич. дан­ным ак­тё­ра. В дра­ма­тич. те­ат­ре путь раз­вития А. – от ти­пи­зи­ро­ван­ных пер­со­на­жей (ма­сок, ал­ле­го­рий) к ин­ди­ви­дуа­лизи­ро­ван­ным об­раз­ам – был свя­зан с эво­лю­ци­ей дра­ма­тур­гии и ак­тёр­ско­го ис­кус­ст­ва. За­чат­ки А. име­лись в ан­тич­ном и ср.-век. те­ат­ре. Итал. ко­ме­дия дель ар­те, где ак­тё­ры спе­циа­ли­зи­ро­ва­лись на ис­пол­не­нии ро­лей од­но­го по­сто­ян­ного сце­нич. ти­па, спо­соб­ст­во­ва­ла даль­ней­ше­му фор­ми­ро­ва­нию А. Ус­той­чи­вые А. соз­дал франц. клас­си­ци­стич. те­атр 17 в. В Рос­сии А. вве­де­ны по франц. об­раз­цу в 1766 Ука­зом имп. Ека­те­ри­ны II. Наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ные: муж­ские – лю­бов­ник, ге­рой, ко­мик, про­стак, ре­зонёр, фат; жен­ские – ко­мич. ста­ру­ха, гран­дам, тра­ве­сти, ин­же­ню, ге­рои­ня, суб­рет­ка, гранд-ко­кет и др. Ут­вер­жде­ние в сце­нич. иск-ве прин­ци­пов ан­самб­ля прак­ти­че­ски раз­ру­ши­ло жё­ст­кую сис­те­му А. В стра­нах Вос­то­ка ис­пол­ни­тель­ские тра­ди­ции, пе­ре­да­вае­мые из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние, по­ро­ди­ли стро­го ста­би­ли­зи­ро­ван­ную сис­те­му А. В кит. тра­диц. те­ат­ре сло­жи­лось 5 осн. групп А., в япон. те­ат­ре ка­бу­ки – 8 групп, в инд. те­ат­ре ка­та­кха­ли, где ка­ж­дый пер­со­наж пред­став­лял со­бой ве­ка­ми ка­но­ни­зи­ро­ван­ный ми­фо­ло­гич. тип, вы­ра­бо­та­лось око­ло 12 ви­дов А. В цир­ке в 18–19 вв. про­ис­хо­ди­ла спе­циа­ли­за­ция ар­ти­стов на ис­пол­не­нии оп­ре­де­лён­ных ро­лей, с 20 в. по­ня­тие «А.» оз­на­ча­ет про­филь ра­бо­ты ар­ти­ста (ак­ро­бат, жонг­лёр, дрес­си­ров­щик и др.). В опе­ре и опе­рет­те А. – тип ро­лей (пар­тий), ис­пол­няе­мых ар­ти­стом в со­от­вет­ст­вии с его во­каль­но-сце­нич. дан­ны­ми и по­ло­же­ни­ем в труп­пе (напр., пре­мьер, при­ма­дон­на, кас­кад­ная пе­ви­ца). От­но­сит. ус­той­чи­вость опер­ных А. свя­за­на с раз­ли­чи­ем го­ло­сов по вы­со­те и тем­бру, от­сю­да – де­ле­ние пар­тий на серь­ёз­ные (ис­пол­няе­мые го­ло­са­ми дра­ма­тич. и ли­рич. ти­пов) и иг­ро­вые (ис­пол­няе­мые буф­фон­ны­ми го­ло­са­ми). В опе­рах 17–19 вв. тип го­ло­са ас­со­ции­ро­вал­ся с ха­рак­те­ри­сти­кой пер­со­на­жа, что не­ред­ко пря­мо вы­ра­жа­лось в на­име­но­ва­нии А.: бла­го­род­ный ба­ри­тон, суб­рет­ка и т. п. Серь­ёз­но-дра­ма­тич. пар­тии тре­бу­ют на­сы­щен­но­го зву­ча­ния, ино­гда зна­чит. вир­ту­оз­но­сти, иг­ро­вые – ак­тёр­ской гиб­ко­сти, лёг­ко­го и под­виж­но­го пе­ния. В 19 в. воз­ник­ли но­вые ва­ри­ан­ты пев­че­ских А. (напр., «ваг­не­ров­ское со­пра­но»), но в це­лом гра­ни­цы А. ста­ли ме­нее фик­си­ро­ван­ны­ми, раз­ные А. мо­гут со­вме­щать­ся в од­ной пар­тии.

Вернуться к началу