Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭДИ́П

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 220-221

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Стрелков

ЭДИ́П (Οἰδίπους), в греч. ми­фо­ло­гии сын фи­ван­ско­го ца­ря Лая и Ио­ка­сты. Ора­кул Апол­ло­на пред­ска­зал Лаю смерть от ру­ки собств. сы­на. Он при­ка­зал сво­его толь­ко что ро­див­ше­го­ся ре­бён­ка от­не­сти на го­ру Ки­фе­рон и там его бро­сить. Од­на­ко пас­тух, ко­то­ро­му по­ру­чи­ли со­вер­шить это де­ло, пе­ре­дал мла­ден­ца пас­ту­ху ко­ринф­ско­го ца­ря По­ли­ба, у ко­то­ро­го не бы­ло сво­их де­тей. Во двор­це По­ли­ба Э. вос­пи­ты­вал­ся как цар­ский сын. Став взрос­лым, Э. по­пы­тал­ся уз­нать тай­ну сво­его про­ис­хо­ж­де­ния в Дель­фах. Од­на­ко там он по­лу­чил толь­ко про­ри­ца­ние, что ему су­ж­де­но убить собств. от­ца и же­нить­ся на сво­ей ма­те­ри. Счи­тая По­ли­ба и его же­ну свои­ми ро­ди­те­ля­ми и же­лая из­бе­жать пре­ступ­ных дея­ний, Э. ре­шил не воз­вра­щать­ся в Ко­ринф. По пу­ти из Дельф в до­рож­ной ссо­ре Э. слу­чай­но убил не­зна­ком­ца, ехав­ше­го на ко­лес­ни­це в со­про­во­ж­де­нии слуг. Уби­тым не­зна­ком­цем был его отец Лай. В это вре­мя не­да­ле­ко от Фив чу­до­вищ­ное су­ще­ст­во Сфинкс (Сфин­га) пред­ла­га­ла про­хо­дя­щим ми­мо лю­дям за­гад­ку и по­жи­ра­ла тех, кто не мог её раз­га­дать. Э. раз­га­дал за­гад­ку, и Сфинкс по­гиб­ла. В бла­го­дар­ность за спа­се­ние фи­ван­цы про­воз­гла­си­ли Э. сво­им ца­рём и от­да­ли ему в жё­ны вдо­ву Лая Ио­ка­сту. Так свер­ши­лось ве­ле­ние ро­ка. Дол­гие го­ды Э. спра­вед­ли­во пра­вил в Фи­вах. В бра­ке с Ио­ка­стой у не­го ро­ди­лись де­ти: По­ли­ник, Эте­окл, Ан­ти­го­на и Ис­ме­на. Ко­гда в Фи­вах на­ча­лась эпи­де­мия, ора­кул Апол­ло­на ра­ди спа­се­ния жи­те­лей го­ро­да при­ка­зал из­гнать убий­цу преж­не­го ца­ря. Взяв­шись рас­сле­до­вать это де­ло, Э. с ужа­сом уз­нал прав­ду. Ио­ка­ста по­ве­си­лась, Э. вы­ко­лол се­бе гла­за. Он по­ки­нул Фи­вы и в со­про­во­ж­де­нии Ан­ти­го­ны ски­тал­ся по Гре­ции. Толь­ко в Ат­ти­ке у ца­ря Те­сея Э. об­рёл за­щи­ту и свой по­след­ний при­ют. Здесь в Ко­ло­не, при­го­ро­де Афин, в свя­щен­ной ро­ще бо­гинь Эв­ме­нид Э. по­гло­ти­ла раз­верз­шая­ся зем­ля. Миф об Э. имел мно­го ва­ри­ан­тов. К судь­бе Э. час­то об­ра­ща­лись ан­тич­ные ав­то­ры. Наи­бо­лее яр­кое во­пло­ще­ние об­раз Э. на­шёл в тра­ге­ди­ях Со­фок­ла «Царь Эдип» и «Эдип в Ко­ло­не». Об об­ра­ще­нии к об­ра­зу Э. в пси­хо­ана­ли­зе З. Фрей­да см. в ст. Эди­пов комп­лекс.

Лит.: Со­фокл. Дра­мы. М., 1990; Апол­ло­дор. Ми­фо­ло­ги­че­ская биб­лио­те­ка. М., 1993; Пав­са­ний. Опи­са­ние Эл­ла­ды. СПб., 1996. Т. 1–2; Ев­ри­пид. Тра­ге­дии. М., 1999. Т. 1–2; Ги­гин. Ми­фы. 2-е изд. СПб., 2000; Дио­дор Си­ци­лий­ский. Ис­то­ри­че­ская биб­лио­те­ка. Кн. IV–VII. Гре­че­ская ми­фо­ло­гия. СПб., 2005.

Вернуться к началу