Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭВЕ́НЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 204-205

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Сирина

ЭВЕ́НЫ (са­мо­на­зва­ния: эвен, оро­чи­ел, ил­кан и др.; ус­тар.: тун­гу­сы, ла­му­ты, ка­мен­ные ла­му­ты), тун­гу­со-мань­чжур­ский на­род в Рос­сии. Чис­лен­ность 22,4 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись). Жи­вут в осн. на се­ве­ре и вос­то­ке Яку­тии (15,1 тыс. чел.), юге Чу­кот­ско­го ав­то­ном­но­го окр. (в осн. Би­ли­бин­ский р-н – 1,4 тыс. чел.), се­ве­ре Кам­чат­ско­го края (с сер. 19 в.; в осн. Пен­жин­ский, Ти­гиль­ский и Бы­ст­рин­ский райо­ны – 1,9 тыс. чел.), вос­то­ке и юге Ма­га­дан­ской обл. (в осн. Се­ве­ро-Эвен­ский, Ом­сук­чан­ский и Оль­ский райо­ны – 2,6 тыс. чел.) и се­ве­ре Ха­ба­ров­ско­го края (Охот­ский р-н – 1,1 тыс. чел.). Св. 90% вла­де­ют рус. яз., ок. 33% – эвен­ским язы­ком; рас­про­стра­нён так­же якут. яз. Ве­рую­щие – пра­во­слав­ные (с сер. 18 в.), с кон. 20 в. про­ник про­тес­тан­тизм. Вклю­че­ны в Пе­ре­чень ко­рен­ных ма­ло­чис­лен­ных на­ро­дов РФ.

По про­ис­хож­де­нию и куль­ту­ре пред­став­ля­ют со­бой ветвь эвен­ков, вы­тес­нен­ных в 10–13 вв. на се­ве­ро-вос­ток яку­та­ми. Их ан­тро­по­ло­гич. и куль­тур­ные осо­бен­но­сти об­ус­лов­ле­ны тес­ны­ми свя­зя­ми с юка­ги­ра­ми, ко­ря­ка­ми и чук­ча­ми. Э. внутр. гор­но-та­ёж­ных районов (дон­рэт­кэн, букв. – глу­бин­ные) за­ни­ма­лись ма­ло­стад­ным вьюч­но-вер­хо­вым оле­не­вод­ст­вом тун­гус­ско­го ти­па, охо­той и озёр­но-реч­ным ры­бо­лов­ст­вом. В ле­со­тун­д­ре бы­ло из­вест­но круп­но­стад­ное уп­ряж­ное оле­не­вод­ст­во сев.-вост. ти­па (пре­об­ла­да­ли пря­мо­ко­пыль­ные нар­ты сев.-якут. ва­ри­ан­та). Не­ко­то­рые груп­пы Э. со­вер­ша­ли ле­том ре­гу­ляр­ные пе­ре­ко­чёв­ки (1,5–2 тыс. км) с оле­ня­ми на по­бе­ре­жье для лов­ли ло­со­ся и за­го­тов­ки юко­лы (жен­щи­ны, ста­ри­ки и де­ти ры­ба­чи­ли, муж­чи­ны пас­ли оле­ней в го­рах), зи­мой – во внутр. райо­ны для пуш­ной охо­ты (на­мат­кан, букв. – при­мор­ские). Лет­ние объ­еди­не­ния род­ст­вен­ни­ков бы­ли наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ны­ми. Пе­ре­нос­ное жи­ли­ще (дю) – ко­нич. чум (илум) или ци­лин­д­роко­нич. ша­лаш (чо­ра­ма-дю) с кар­ка­сом из скре­п­лён­ных уг­лом жер­дей (чо­ра), час­то с дву­мя вхо­да­ми, с внутр. по­ло­га­ми (эл­бэк).

На Охот­ском по­бе­ре­жье (мэ­нэ – осед­лые) за­ни­ма­лись зве­ро­бой­ным про­мыс­лом и про­мыс­лом ло­со­ся, раз­ве­де­ни­ем ез­до­вых со­бак (ду­го­ко­пыль­ные нар­ты чу­кот­ско-ко­ряк­ско­го и кам­чат­ско­го ти­пов). Жи­ли осед­ло в по­сто­ян­ных по­се­ле­ни­ях (ол­ра­ма­чак) в зем­лян­ках (утан), с 18 в. – в сруб­ных по­строй­ках (уран). Часть Э. в 18 в. пе­ре­ня­ла у яку­тов ко­не­вод­ст­во, у рус­ских – ого­род­ни­че­ст­во.

Бы­ли раз­ви­ты куз­не­че­ст­во, об­ра­бот­ка кос­ти, де­ре­ва, шкур. Оде­ж­да – каф­тан (та­ты) из цель­ной шку­ры ени­сей­ско­го и восточ­но­си­бир­ско­го ти­пов (см. в ст. Эвен­ки) с клинь­я­ми сза­ди и шва­ми на гру­ди, на­груд­ник (нэл, нэ­лэ­кэн), ко­рот­кие шта­ны (хэр­ки), но­го­ви­цы и обувь, на го­ло­ве – ка­пор (авун). Оде­ж­да и обувь бо­га­то ук­ра­ша­лась вы­шив­кой под­шей­ным во­ло­сом оле­ня, би­се­ром го­лу­бо­го, бе­ло­го, чёр­но­го, крас­но­го цве­тов, ме­тал­лич. бляш­ка­ми, ко­ло­коль­чи­ка­ми и др. За­им­ст­во­ва­ли у ко­ря­ков и чук­чей оде­ж­ду глу­хо­го ти­па (кух­лян­ку и кам­лей­ку).

Эвенские женщины – представители делегации Республики Саха (Якутии) на 6-м съезде коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. 23 апреля 2009 (Москва). Фото А. А. Сириной

Со­хра­ня­ют­ся де­ле­ние на пат­ри­ли­ней­ные ро­ды, обы­чай де­ле­жа охот­ничь­ей до­бы­чи (ни­мат). Из­вест­но «род­ст­во по ре­ин­кар­на­ции». Прак­ти­ко­ва­лись кросс­ку­зен­ные бра­ки, сва­тов­ст­во и вы­пла­та ка­лы­ма (то­ри), ко­лы­бель­ный сго­вор, ред­ко – по­ли­ги­ния. Тра­диц. ми­ро­воз­зре­ние – ани­мизм, ша­ма­низм, куль­ты ог­ня, мед­ве­дя, гор. Мед­ве­дя счи­та­ли род­ст­вен­ни­ком, его до­бы­ча об­став­ле­на слож­ны­ми об­ря­да­ми. По­чи­та­ли огонь как по­сред­ни­ка ме­ж­ду че­ло­ве­ком и ду­хом-хо­зяи­ном ме­ст­но­сти (хин­гкэн). До 18–19 вв. умер­ших хо­ро­ни­ли на де­ревь­ях или стол­бах, с при­хо­дом хри­сти­ан­ст­ва – в зем­ле. Над мо­ги­лой ста­ви­ли сруб с кре­стом, на ко­то­ром час­то вы­ре­за­ли изо­бра­же­ние пти­цы. Фольк­лор вклю­ча­ет сказ­ки (ним­кар), бы­то­вые рас­ска­зы (тэ­лэу­эл), ис­то­рич. пре­да­ния, бо­га­тыр­ский эпос (ним­кан), за­кли­на­ния-бла­го­по­же­ла­ния (хир­гэ­чэн) и др. Во­каль­ная му­зы­ка: ли­рич. им­про­ви­за­ции, пес­ни на ро­до­вые, се­мей­ные, лич­ные на­пе­вы, пе­сен­ные встав­ки в ге­ро­ич. ска­за­ния, ша­ман­ское пе­ние (ньяйа), зву­ко­под­ра­жа­ния. Со­хра­ня­ют­ся об­ря­до­вые кру­го­вые пес­ни-пля­ски. Муз. ин­ст­ру­мен­ты: ша­ман­ский бу­бен, му­зы­каль­ный лук, пла­стин­ча­тый вар­ган, гу­дел­ка, тре­щот­ка и др.

Лит.: Ни­ко­ла­ев С. И. Эве­ны и эвен­ки Юго-Вос­точ­ной Яку­тии. Якутск, 1964; По­по­ва У. Г. Эве­ны Ма­га­дан­ской об­лас­ти. Очер­ки ис­то­рии, хо­зяй­ст­ва и куль­ту­ры эве­нов Охот­ско­го по­бе­ре­жья. 1917–1977 гг. М., 1981; Во­ям­гит Л. Чай­ки. Сб. эвен­ских пе­сен. Пе­тро­пав­ловск-Кам­чат­ский, 1990; Ис­то­рия и куль­ту­ра эве­нов. Ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­ские очер­ки. СПб., 1997; Алек­се­ев А. А. Эве­ны Вер­хо­я­нья: ис­то­рия и куль­ту­ра. СПб., 2006; Си­ри­на А. А. Эвен­ки и эве­ны в со­вре­мен­ном ми­ре. М., 2012.

Вернуться к началу