Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Э́РЬЗЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 448

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Н. Донин
С. Эрьзя. «Бетховен». Кебрачо. 1929. Русский музей (С.-Петербург).

Э́РЬЗЯ (наст. фам. Не­фё­дов) Сте­пан Дмит­рие­вич [27.10(8.11).1876, с. Бае­во, ны­не Ар­да­тов­ский р-н Рес­пуб­ли­ки Мор­до­вия – 24.11.1959, Мо­ск­ва], рос. скульп­тор. По на­цио­наль­но­сти эр­зя, от­сю­да – псев­до­ним. Учил­ся в 1902–06 в МУЖВЗ у С. М. Вол­ну­хи­на и П. П. Тру­бец­ко­го. В 1906–14 в Ита­лии и Фран­ции, где по­лу­чил из­вест­ность; его на­зы­ва­ли «рус­ским Ро­де­ном». В пла­стич. язы­ке Э. мож­но ви­деть бли­зость к мо­дер­ну, ар де­ко, сим­во­лиз­му, чер­ты са­лон­но­сти. По­сле 1917 при­ни­мал уча­стие в осу­ще­ст­в­ле­нии Мо­ну­мен­таль­ной про­па­ган­ды пла­на (Ека­те­рин­бург, Ба­тум, Ба­ку). Стре­мясь к твор­че­ской сво­бо­де, вы­сту­пал про­тив­ни­ком как «ле­вых» те­че­ний, так и кон­сер­ва­тиз­ма в иск-ве, а так­же лю­бо­го идео­ло­гич. дик­та­та. В 1926 уе­хал в Па­риж, с 1927 жил в Ар­ген­ти­не. Ра­нее при­ме­нял мра­мор, гипс, бе­тон, кав­каз­ский орех; в Лат. Аме­ри­ке ис­поль­зо­вал ме­ст­ные по­ро­ды дре­ве­си­ны: кеб­ра­чо, аль­гар­ро­бо, урун­дай. Ге­рои Э. – ре­лиг., ми­фо­ло­гич. и ска­зоч­ные пер­со­на­жи [«Ева», мра­мор, 1919, Морд. рес­пуб­ли­кан­ский му­зей изо­бра­зит. ис­кусств (МРМИИ), Са­ранск; «Мои­сей», аль­гар­ро­бо, 1932, там же, см. илл. к ст. Мор­до­вия], ис­то­рич. лич­но­сти («Л. ван Бет­хо­вен», кеб­ра­чо, 1929; «Л. Н. Тол­стой», аль­гар­ро­бо, 1930, оба – в ГРМ; «Со­крат», кеб­ра­чо, 1940, МРМИИ), пред­ста­ви­те­ли на­ро­дов ми­ра, в т. ч. об­ра­зы зем­ля­ков Э. («Эр­зян­ка», же­ле­зо­бе­тон, 1915; «Кре­сть­я­нин-морд­вин», кеб­ра­чо, 1937, оба – в МРМИИ). Э. соз­дал неск. про­ек­тов пре­об­ра­зо­ва­ния гор­ных мас­си­вов в ги­гант­ские скульп­ту­ры (не осу­ще­ст­в­ле­ны). Иск-во Э. от­ли­ча­ют пси­хо­ло­гизм, мо­ну­мен­та­лизм, об­раз­ные обоб­ще­ния («Скорбь», мра­мор, 1918; «Му­же­ст­во», 1932; «Ужас», 1933, оба – кеб­ра­чо, все – в МРМИИ). Сре­ди мно­го­числ. жен­ских об­ра­зов – «Нор­веж­ская жен­щи­на» (гипс, 1910, ГРМ), «Мар­та» (це­мент, 1912), «Па­ри­жан­ка в шляп­ке» (1927), «Ис­пан­ка» (1942, оба – кеб­ра­чо, все – в МРМИИ). В 1950 Э. вер­нул­ся в Рос­сию. МРМИИ но­сит его имя.

Лит.: Ба­ра­но­ва М. Н. С. Д. Эрь­зя. Са­ранск, 1989.

Вернуться к началу