Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Э́РИКСОН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 430

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. В. Якимова

Э́РИКСОН (Erikson) Эрик (15.6.1902, Франк­фурт-на-Май­не – 12.5.1994, Га­ру­ич, штат Мас­са­чу­сетс), нем.-амер. пси­хо­лог и пси­хо­те­ра­певт, пред­ста­ви­тель не­о­ф­рей­диз­ма, соз­да­тель жан­ра пси­хо­исто­рии. В юно­сти был стран­ст­вую­щим ху­дож­ни­ком, в 1927–33 пре­по­да­вал ри­со­ва­ние в шко­ле А. Фрейд, од­но­вре­мен­но по­се­щал се­ми­на­ры Вен­ско­го ин-та пси­хо­ана­ли­за. Чл. Вен­ско­го пси­хо­ана­ли­тич. об-ва и Ме­ж­ду­нар. пси­хо­ана­ли­тич. ас­социа­ции (1933). С 1933 в эмиг­ра­ции в США. В 1930–40-х гг. за­ни­мал­ся пси­хо­ана­ли­тич. прак­ти­кой в Бос­то­не, Гар­вар­дском ун-те, Йель­ском ин-те че­ло­ве­че­ских отно­ше­ний, уча­ст­во­вал в по­ле­вых ис­сле­до­ва­ни­ях куль­ту­ран­тро­по­ло­гов в ре­зер­ва­ци­ях Юж. Да­ко­ты; эти на­блю­де­ния со­ста­ви­ли ос­но­ву его пер­вой кн. «Дет­ст­во и об­ще­ст­во» («Childhood and so­ciety», 1950, рус. пер. 1996). В 1939–50 пре­по­да­вал в Ка­ли­фор­ний­ском (Берк­ли) и Питтс­бург­ском ун-тах. В 1958 опуб­ли­ко­вал пер­вый опыт пси­хои­сто­рич. ис­сле­до­ва­ния – кн. «Мо­ло­дой Лю­тер» («Young man Luther», рус. пер. 1996). С 1960 проф. в Гар­вар­дском ун-те. Нац. пр. США за кн. «Прав­да Ган­ди» («Gandhi’s truth», 1969).

Фи­лос.-пси­хо­ло­гич. кон­цеп­ция Э. скла­ды­ва­лась в рус­ле об­щей для нео­фрей­диз­ма тен­ден­ции к со­цио­куль­тур­но­му пе­ре­ос­мыс­ле­нию клас­сич. пси­хо­ана­ли­за, под влия­ни­ем эго-пси­хо­ло­гии (А. Фрейд, Х. Харт­ман) и срав­ни­тель­ной куль­тур­ан­тро­по­ло­гии (М. Мид). В цен­тре кон­цеп­ции – по­ня­тие пси­хо­со­ци­аль­ной иден­тич­но­сти, вклю­чаю­щей та­кие ас­пек­ты, как не­пре­рыв­ность са­мо­соз­на­ния на фо­не ме­няю­щих­ся объ­ек­тов опы­та («эго-иден­тич­ность»), кон­ста­та­ция нор­мы/от­кло­не­ния пси­хич. раз­ви­тия в он­то­ге­не­зе («лич­но­ст­ная иден­тич­ность»), при­над­леж­но­сти той или иной че­ло­ве­че­ской общ­но­сти (груп­по­вая иден­тич­ность) и оп­ре­де­лён­но­му сег­мен­ту ис­то­рии («пси­хои­сто­рич. иден­тич­ность»), на­ко­нец, пси­хо­ло­гич. ус­той­чи­вость че­ло­ве­ка пе­ред ли­цом не­бы­тия («эк­зи­стен­ци­аль­ная иден­тич­ность»). Пси­хо­ло­гич. ме­ха­низ­мом, обес­пе­чи­ваю­щим пси­хо­со­ци­аль­ное то­ж­де­ст­во ин­ди­ви­да, яв­ля­ет­ся дея­тель­ность Я (эго-син­тез).

Э. рас­смат­ри­вал жиз­нен­ный цикл лич­но­сти как со­во­куп­ность 8 сме­няю­щих друг дру­га ста­дий раз­ви­тия, из ко­то­рых пер­вые 4 со­от­вет­ст­ву­ют клас­сич. фа­зам фор­ми­ро­ва­ния дет­ской сек­су­аль­но­сти по З. Фрей­ду. Оп­ре­де­ляю­щим фак­то­ром раз­ви­тия ин­ди­ви­да вы­сту­па­ет об­ще­ние его со зна­чи­мы­ми дру­ги­ми. По ме­ре раз­ре­ше­ния нор­ма­тив­ных «кри­зи­сов иден­тич­но­сти», со­от­вет­ст­вую­щих со­ци­аль­но-воз­рас­тной ста­дии раз­ви­тия ин­ди­ви­да, он по­этап­но об­ре­та­ет ба­зо­вое до­ве­рие/не­до­ве­рие к ми­ру, спо­соб­ность к сво­бод­но­му во­ле­изъ­яв­ле­нию, ини­циа­тив­но­сти, на­вы­ки ин­тим­но­сти и вза­им­ных свя­зей и т. д. Куль­ми­на­ци­ей ста­нов­ле­ния иден­тич­но­сти яв­ля­ет­ся юность, ко­гда про­ис­хо­дит ре­ин­те­гра­ция дет­ско­го и под­ро­ст­ко­во­го опы­та, а фор­ми­ро­ва­ние иден­тич­но­сти, бес­соз­на­тель­ное в сво­их мо­ти­ва­ци­он­ных ис­то­ках, впер­вые при­об­ре­та­ет са­мо­реф­лек­сив­ный ха­рак­тер. В пе­ри­од пси­хо­со­ци­аль­но­го мо­ра­то­рия – свое­об­раз­но­го пе­рио­да от­сроч­ки взрос­лой жиз­ни, ко­то­рую об­ще­ст­во пре­дос­тав­ля­ет мо­ло­дё­жи для её ро­ле­вых и ми­ро­воз­зрен­че­ских по­ис­ков, – но­вое по­ко­ле­ние при­ме­ря­ет на се­бя ду­хов­ное со­дер­жа­ние эпо­хи и ли­бо при­ни­ма­ет его, ли­бо всту­па­ет с ним в про­ти­во­ре­чие, пе­ре­жи­вае­мое как за­тя­нув­ший­ся и да­же па­то­ло­гич. кри­зис иден­тич­но­сти. Ис­то­рия пред­ста­ёт как кон­ти­ну­ум ин­ди­ви­ду­аль­ных жиз­нен­ных цик­лов, где гл. си­лой со­ци­аль­но­го об­нов­ле­ния вы­сту­па­ет пси­хои­сто­рич. по­тен­ци­ал мо­ло­дё­жи.

Пред­мет пси­хои­сто­рии, вы­сту­паю­щей вспо­мо­гат. ин­ст­ру­мен­том тра­диц. ис­то­рич. ис­сле­до­ва­ния, со­став­ля­ют умо­на­строе­ния, ве­ро­ва­ния, эмо­цио­наль­ные и нравств. сте­рео­ти­пы и транс­фор­ма­ция их в ду­хов­ных ис­ка­ни­ях творч. лич­но­сти. Пе­ре­лом­ные ис­то­рич. эпо­хи, ко­гда су­жа­ет­ся при­выч­ный го­ри­зонт бы­тия и пре­об­ла­да­ют по­дав­лен­ность, раз­оча­ро­ва­ние и страх, Э. на­зы­вал пе­рио­да­ми ва­куу­ма иден­тич­но­сти. Внут­рен­ние кон­флик­ты вы­даю­щих­ся лич­но­стей (Т. Джеф­фер­со­на, М. Лю­те­ра, М. К. Ган­ди, Б. Шоу, М. Горь­ко­го, М. Л. Кин­га) Э. рас­смат­ри­вал как обо­ст­рён­ное пе­ре­жи­ва­ние со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. и нравств. про­блем их вре­ме­ни и куль­ту­ры, свя­зы­вая ис­то­рич. зна­чи­мость лич­но­сти и её со­ци­аль­но-куль­тур­ных ин­но­ва­ций с аде­к­ват­ной ин­те­рио­ри­за­ци­ей ею ду­хов­ных про­ти­во­ре­чий эпо­хи.

Соч.: Identity and the life cycle. N. Y., 1959; Life history and the historical moment. N. Y., 1975; Vital involvement in old age. N. Y., 1986 (with J. M. Erikson, H. Kivnick); The life cy­cle completed. N. Y., 1987 (with J. M. Erik­son); Иден­тич­ность: Юность и кри­зис. М., 2006.

Лит.: Roazen P. E. Erikson: The power and limits of his vision. N. Y., 1976; Эл­кинд Д. Э. Эрик­сон и во­семь ста­дий че­ло­ве­че­ской жиз­ни. М., 1996; Ideas and identities: The life and work of E. Erikson / Ed. R. Wallerstein, L. Goldberger. Madison, 1998; Friedman L. Identity’s architect. Camb., 2000; Си­мо­но­ва О. А. Тео­рия иден­тич­но­сти Э. Г. Эрик­со­на: Со­цио­ло­ги­че­ские ас­пек­ты. Брянск, 2011.

Вернуться к началу