Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЮТКЕ́ВИЧ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 612-613

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Шпагин

ЮТКЕ́ВИЧ Сер­гей Ио­си­фо­вич [15(28).12.1904, С.-Пе­тер­бург – 23.4.1985, Мо­ск­ва], рос. ре­жис­сёр, ки­но­вед, нар. арт. СССР (1962), Ге­рой Соц. Тру­да (1974). В 1917–1920 в те­ат­рах Кие­ва и Се­ва­сто­поля. В 1921–22 учил­ся в Мо­ск­ве на те­ат­раль­но-ху­дож. ф-те Вху­тема­са. По окон­ча­нии в 1923 Гос. выс­ших ре­жис­сёр­ских мас­тер­ских под рук. В. Э. Мей­ер­холь­да – ре­жис­сёр и ху­дож­ник аги­тац.-те­ат­раль­ной груп­пы «Си­няя блу­за». В 1922 совм. с Г. М. Ко­зин­це­вым, Л. З. Трау­бер­гом и Г. К. Кры­жиц­ким соз­дал ма­ни­фест «Экс­цен­тризм» (тео­ре­тич. плат­фор­ма ФЭКС). Де­бю­ти­ро­вал в ки­но лен­та­ми «Шпун­дик-коо­пе­ра­тор» (сце­на­рист, совм. с В. Е. Ар­до­вым), «Да­ёшь ра­дио!» (ре­жис­сёр, совм. с С. Грюн­бер­гом; обе 1925), «Тре­тья Ме­щан­ская» (ху­дож­ник, 1927). В экс­прес­сив­но-пла­кат­ном сти­ле по­ста­вил ф. «Кру­же­ва» (1928). Со­че­та­ни­ем по­вест­во­ват. сю­же­та и яр­кой за­ост­рён­ной фор­мы ха­рак­те­ри­зу­ют­ся лен­ты «Зла­тые го­ры» (1931) и «Встреч­ный» (1932, совм. с Ф. М. Эрм­ле­ром). В сти­ле со­циа­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма по­ста­вил филь­мы «Шах­тё­ры» (1937), «Че­ло­век с ружь­ём» (1938), «Яков Сверд­лов» (1940), «Прже­валь­ский» (1952), «Рас­ска­зы о Ле­ни­не» (1958) и др.; в экс­цен­три­че­ски-гро­те­ско­вом клю­че – ко­ме­дий­но-аги­тац. кар­ти­ны «Швейк го­то­вит­ся к бою» (1942) и «Но­вые по­хо­ж­де­ния Швей­ка» (1943). При­ме­нил тех­ни­ку кол­ла­жа, со­че­тая му­зы­каль­но-те­ат­раль­ные но­ме­ра с аван­тюр­но-при­клю­ченч. сю­же­том, в ф. «Здрав­ст­вуй, Мо­ск­ва!» (1946). В пыш­но-по­ве­ст­во­ват. сти­ле вы­пус­тил ис­то­ри­ко-био­гра­фич. ф. «Ве­ли­кий во­ин Ал­ба­нии Скан­дер­бег» (1954, пр. Мкф в Кан­не) и эк­ра­ни­за­цию пье­сы «Отел­ло» У. Шек­спи­ра (1956, пр. Мкф в Кан­не). В 1962 по­ста­вил экс­пе­рим. ани­мац. кол­лаж «Ба­ня» (совм. с А. Г. Ка­ра­но­ви­чем), со­вме­щаю­щий сти­ли­сти­ку ри­сун­ка 1920-х гг. с совр. ху­дож. фор­ма­ми. Боль­шой ме­ж­ду­нар. ус­пех при­нёс ф. «Ле­нин в Поль­ше» (1966, совм. с Польск. Нар. Рес­пуб­ли­кой; пр. Мкф в Кан­не). В 1969 по­ста­вил пси­хо­ло­гич. ме­ло­дра­му о взаи­мо­от­но­ше­ни­ях А. П. Че­хо­ва и Л. С. Ми­зи­но­вой «Сю­жет для не­боль­шо­го рас­ска­за». Ши­ро­кий ре­зо­нанс по­лу­чил фильм-кол­лаж «Мая­ков­ский сме­ёт­ся» (1976, с А. Г. Ка­ра­но­ви­чем), в сти­ле «зонг»-мю­зик­ла со­вмес­тив­ший до­ку­мен­та­ли­сти­ку, ани­ма­цию и иг­ро­вое ки­но. Сме­лым экс­пе­ри­мен­том стал ф. «Ле­нин в Па­ри­же» (1981), со­че­таю­щий разл. ки­но­сти­ли и жан­ры. С 1936 ра­бо­тал в НИИ ис­кус­ст­во­зна­ния. В 1938–44 худ. рук. сту­дии «Со­юз­дет­фильм», в 1939–46 гл. реж. Ан­самб­ля пес­ни и пля­ски НКВД, в 1960–65 гл. реж. Сту­денч. те­ат­ра МГУ. По­ста­вил ок. 30 спек­так­лей в Мо­ск­ве и Ле­нин­гра­де (ны­не С.-Пе­тер­бург). Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев сво­их филь­мов. С 1929 пре­по­да­вал во ВГИКе (проф. с 1940). Гос. пр. СССР (1941, 1947, 1967, 1983). Юби­лей­ная пр. Мкф в Ве­не­ции за вклад в ки­но­ис­кус­ст­во (1982). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1964, 1967, 1974).

Соч.: Че­ло­век на эк­ра­не. М., 1947; В те­ат­рах и ки­но сво­бод­но­го Ки­тая. М., 1953; Ис­кус­ст­во на­род­ной Ал­ба­нии. М., 1958; Кон­тра­пункт ре­жис­се­ра. М., 1960; О ки­но­ис­кус­ст­ве. М., 1962; Раз­гад­ка по­эзи­ей. М., 1968; Фран­ция – кадр за ка­дром. М., 1970; Шек­спир и ки­но. М., 1973; Ки­но – это прав­да 24 кад­ра в се­кун­ду. М., 1974; Мо­де­ли по­ли­ти­че­ско­го ки­но. М., 1978.

Лит.: Twо́rczość S. Jutkiewicza. Warsz., 1957; Herlinghaus Н. S. Jutkewitsch, Weg und Werk // Jutkеwitsch S. Kontrapunkt dеr Regie. В., 1965; Тurоwskаjа М., Сhаnjutin J. S. Jut­kewitsch. В., 1968; Мол­дав­ский Д. М. С Мая­ков­ским в те­ат­ре и ки­но: Кни­га о С. Ют­ке­ви­че. М., 1975; До­лин­ский М. З. Связь вре­мен. М., 1976; Sсhnitzеr L. Youtkevitch оu lа Permanence de l’avant-garde. Р., 1976.

Вернуться к началу