Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШТРА́УС

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 126-127

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Гараджа

ШТРА́УС (Strauß) Да­вид Фрид­рих (27.1.1808, Люд­вигс­бург – 8.2.1874, там же), нем. фи­ло­соф, пред­ста­ви­тель про­тес­тант­ской тю­бин­ген­ской шко­лы бо­го­сло­вия. Учил­ся в Тю­бин­ген­ском тео­ло­гич. ин-те (1825–30). Ис­пы­тал влия­ние Ф. К. Бау­ра, Ф. Шлей­ер­махе­ра и в осо­бен­но­сти Г. В. Ф. Ге­ге­ля, фи­ло­со­фия ко­то­ро­го оп­ре­де­ли­ла его ис­то­рич. под­ход к ис­сле­до­ва­нию Биб­лии и хри­сти­ан­ско­го ве­ро­уче­ния. В гл. тру­де «Жизнь Ии­су­са, кри­ти­че­ски пе­ре­ра­бо­тан­ная» («Das Leben Jesu kritisch bearbeitet», Bd 1–2, 1835–36, рус. пер. 1907) Ш. рас­смат­ри­вал б. ч. еван­гель­ских по­ве­ст­во­ва­ний как ми­фы, за­клю­чаю­щие в се­бе оп­ре­де­лён­ное ме­та­фи­зич. со­дер­жа­ние. Ии­сус как ис­то­рич. лич­ность име­ет ма­ло об­ще­го с ми­фо­ло­гич. Хри­стом ве­ры. Един­ст­во ко­неч­но­го (че­ло­ве­ка) и бес­ко­неч­но­го (Бо­га) не мо­жет быть во­пло­ще­но в отд. че­ло­ве­че­ской лич­но­сти (здесь мла­до­ге­гель­я­нец Ш. всту­пил в по­ле­ми­ку с кон­цеп­ци­ей Ге­ге­ля), Хри­стос как Ис­ку­пи­тель сим­во­ли­зи­ру­ет всё че­ло­ве­че­ст­во в его ис­то­рич. раз­ви­тии. Вы­ход кни­ги имел ог­ром­ный ре­зо­нанс и был вос­при­нят как вы­зов цер­ков­ной ор­то­док­сии, сде­лав не­воз­мож­ным для Ш. про­дол­же­ние ака­де­мич. карь­е­ры и став по­во­дом к рас­ко­лу ге­гель­ян­ст­ва на те­че­ния, ко­то­рые Ш. оха­рак­те­ри­зо­вал как «пра­вое» и «ле­вое». Ини­ции­ро­ван­ная им кри­ти­ка ре­ли­гии бы­ла про­дол­же­на с бо­лее ра­ди­каль­ных по­зи­ций Б. Бау­эром и Л. Фей­ер­ба­хом. Осу­ще­ст­в­лён­ный Ш. «про­рыв» (А. Швей­цер) в ис­то­рич. ис­сле­до­ва­нии Ии­су­са во мно­гом оп­ре­де­лил даль­ней­шее раз­ви­тие про­тес­тант­ско­го бо­го­сло­вия вплоть до про­грам­мы де­ми­фо­ло­ги­за­ции, вы­дви­ну­той Р. Бульт­ма­ном.

В по­сле­дую­щих ра­бо­тах – «Хри­сти­ан­ское ве­ро­уче­ние в его ис­то­ри­че­ском раз­ви­тии и в борь­бе с со­вре­мен­ной нау­кой» («Die christliche Glaubenslehre in ihrer geschichtlichen Entwicklung und im Kampfe mit der modernen Wissen­schaft», Bd 1–2, 1840–41) и «Ста­рая и но­вая ве­ра» («Der alte und der neue Glaube», 1872, рус. пер. 1906; но­вое изд. – 2010) Ш. раз­ра­ба­ты­вал прин­ци­пы но­вой, пан­теи­стич. ре­ли­гии («мы боль­ше уже не хри­стиа­не»), от­ве­чаю­щей кри­те­ри­ям на­уч­но­сти и ос­но­вы­ваю­щей­ся на чув­ст­ве че­ло­ве­че­ской за­ви­си­мо­сти от ми­ро­во­го це­ло­го.

Соч.: Gesammelte Schriften / Hrsg. E. Zeller. Bonn, 1876–1878. Bd 1–12; Чу­де­са Хри­ста. СПб., 1907.

Лит.: Zeller E. D. F. Strauss in seinem Leben und seinen Schriften. Bonn, 1874; Barth K. D. F. Strauss als Theologe. 2. Aufl. Zollikon; Z., 1948; Sandberger J. F. D. F. Strauss als theologischer Hegelianer. Gött., 1972; Lange D. Historischer Jesus oder mythischer Christus. Gütersloh, 1975; Ниц­ше Ф. Ecce Homo // Ницше Ф. Соч. М., 1990. Т. 2.

Вернуться к началу