Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШТА́ЙНЕР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 112-113

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Казачков

ШТА́ЙНЕР, Штей­нер (Steiner) Ру­дольф Йо­зеф Ло­ренц (27.2.1861, Кра­ле­вец, Австр. им­пе­рия, ны­не До­ни-Кра­ле­вец, Хор­ва­тия – 30.3.1925, Дор­нах, Швей­ца­рия), нем. фи­ло­соф, учё­ный, мис­тик, ос­но­во­по­лож­ник ан­тро­по­со­фии. По­лу­чил ес­те­ст­вен­но-на­уч. об­ра­зо­ва­ние в Вен­ском тех­нич. ун-те (1879–83), слу­шал лек­ции по эти­ке (у Ф. Брен­та­но), фи­ло­со­фии, ис­то­рии и ме­ди­ци­не в Вен­ском ун-те. В 1882–97 из­да­тель и ком­мен­та­тор ес­те­ств.-на­уч. со­чи­не­ний И. В. Гё­те, вы­сту­пил с фи­лос. обос­но­ва­ни­ем его ме­то­да, вы­де­лив в ка­че­ст­ве его он­то­ло­гич. прин­ци­пов «пер­во­фе­но­ме­ны» (в фи­зи­ке, хи­мии и ма­те­ма­ти­ке), мор­фо­ло­гич. «тип» (в био­ло­гии) и идеи в гу­ма­ни­тар­ном зна­нии («Очерк тео­рии по­зна­ния гё­тев­ско­го ми­ро­воз­зре­ния» – «Grund­li­nien einer Erkennt­nis­the­orie der goe­the­schen Weltan­schau­ung», 1886, рус. пер. 1993). В дис. «Ис­ти­на и нау­ка» («Wahr­heit und Wissenschaft», 1892, рус. пер. 1913) свя­зы­вал ана­лиз ак­та по­зна­ния с вос­хо­ж­де­ни­ем к бес­пред­по­сы­лоч­но­му на­ча­лу фи­ло­со­фии. В гл. соч. «Фи­ло­со­фия сво­бо­ды» («Die Phi­lo­sophie der Freiheit», 1894, рус. пер. 1993) сво­бо­да по­ступ­ка обос­но­вы­ва­ет­ся с по­зи­ции ра­ди­каль­но­го этич. ин­ди­ви­дуа­лиз­ма (эта кон­цеп­ция Ш. при­влек­ла вни­ма­ние ря­да пред­ста­ви­те­лей анар­хиз­ма). За­щи­щал био­ло­гич. эво­лю­цио­низм («Гек­кель и его про­тив­ни­ки» – «Haeckel und seine Gegner», 1900). Вы­сту­пил с ис­тол­ко­ва­ни­ем фи­ло­со­фии Ф. Ниц­ше («Фрид­рих Ниц­ше: бо­рец про­тив сво­его вре­ме­ни» – «Friedrich Nietzsche, ein Kämpfer gegen seine Zeit», 1895, рус. пер. 2010), нем. мис­ти­ки от И. Эк­хар­та до Ан­ге­лу­са Си­ле­зиу­са (лек­ции «Мис­ти­ка на за­ре ду­хов­ной жиз­ни но­во­го вре­ме­ни и её от­но­ше­ние к со­вре­мен­ным ми­ро­воз­зре­ни­ям» – «Die Mystik im Auf­gange des neuzeitlichen Geistesle­bens und ihr Ver­hältnis zu modernen Welt­an­schau­un­gen», изд. в 1901, рус. пер. 1993), ми­ро­воз­зре­ний 19 в. («Welt- und Leben­san­schauun­gen im neunzehnten Jahrhun­dert», Bd 1–2, 1900–01), ан­тич­но­го и еван­гель­ско­го сим­во­лиз­ма («Хри­сти­ан­ст­во как ми­с­ти­че­ский факт» – «Das Christentum als mystische Tatsache», 1902, рус. пер. 1991).

В 1897–1905 в Бер­ли­не Ш. чи­тал лек­ции в Об­ще­об­ра­зо­ват. шко­ле для ра­бо­чих, ос­но­ван­ной В. Либк­нех­том, в Сво­бод­ном ун-те, Ака­де­мии им. Гум­больд­та, разл. лит. об­ще­ст­вах, а так­же в «мо­ни­сти­че­ском» Сою­зе им. Дж. Бру­но и экс­прес­сио­ни­ст­ском об-ве «Гря­ду­щие» (со­ос­но­ва­те­лем ко­то­рых он был).

В 1902 Ш. соз­дал и воз­гла­вил нем. сек­цию Тео­соф­ско­го об-ва (см. Тео­со­фия); им бы­ли про­чи­та­ны мно­го­числ. кур­сы лек­ций в разл. стра­нах Ев­ро­пы, опуб­ли­ко­ва­ны со­чи­не­ния, по­свя­щён­ные спи­ри­туа­ли­стич. ан­тро­по­ло­гии («Тео­со­фия», 1904, рус. пер. 1990), кос­мо­го­нии и ис­то­рии («Очерк тай­но­ве­де­ния» – «Die Geheimwissenschaft im Umriss», 1910, рус. пер. 1992), пси­хо­фи­зи­че­ской про­б­ле­ме («О за­гад­ках ду­ши» – «Von See­len­rätseln», 1917, рус. пер. 2016) и ра­бо­те над со­бой («Прак­ти­че­ское раз­ви­тие мыш­ле­ния» – «Praktische Ausbil­dung des Denkens», лек­ция 1909, рус. пер. 2015). По­сле ис­клю­че­ния в 1913 нем. сек­ции из Тео­соф­ско­го об-ва вслед­ст­вие не­со­гла­сия с пред­се­да­те­лем об-ва А. Без­ант (объ­я­вив­шей Д. Криш­на­мур­ти но­вым Мес­си­ей) сто­рон­ни­ки Ш. ос­но­ва­ли Ан­тро­по­соф­ское об-во.

В 1917 Ш. вы­дви­нул про­грам­му об­ществ. ста­би­ли­за­ции пу­тём раз­де­ле­ния «со­ци­аль­но­го ор­га­низ­ма» на три ав­то­ном­ные са­мо­управ­ляю­щие­ся сфе­ры – ду­хов­ную (куль­ту­ра, ос­но­ван­ная на прин­ци­пе «сво­бо­ды»), го­су­дар­ст­вен­но-пра­во­вую (ос­но­ва­на на прин­ци­пе «ра­вен­ст­ва») и хо­зяй­ст­вен­ную («брат­ст­во», строя­щее­ся­ на ос­но­ве доб­ро­воль­ных эко­но­мич. ас­со­циа­ций). По­сле Но­ябрь­ской ре­во­лю­ции 1918 ини­ции­ро­ван­ное сто­рон­ни­ка­ми Ш. в Ав­ст­рии, Гер­ма­нии и Швей­ца­рии дви­же­ние за реа­ли­за­цию этой про­грам­мы по­лу­чи­ло от­клик у ра­бо­чих, ря­да про­мыш­лен­ни­ков, по­ли­ти­ков (В. Ра­те­нау, К. Эйс­нер) и пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции (Г. Гес­се, М. Ве­бер, П. На­торп, Т. Манн и др.).

В 1923 Ш. от­крыл в Дор­на­хе (Швей­ца­рия) Сво­бод­ную выс­шую шко­лу ду­хов­но­го зна­ния (по­стро­ен­ное для неё по спец. про­ек­ту Ш. зда­ние – Гё­теа­нум – в ка­нун 1923 бы­ло со­жже­но не­из­вест­ны­ми ли­ца­ми; но­вое зда­ние бы­ло за­кон­че­но в 1928).

Твор­че­ст­во Ш. ма­ло изу­че­но, не вы­яс­нен до кон­ца во­прос о пе­рио­ди­за­ции его идей­но­го раз­ви­тия. Своё ме­сто в фи­лос. тра­ди­ции Ш. ха­рак­те­ри­зо­вал сле­дую­щим об­ра­зом: «Я свя­зал два прин­ци­па. У Ио­ган­на Гот­ли­ба Фих­те я нау­чил­ся то­му, что та­кое чис­тый акт, дея­тель­ность Я, от­вра­тив­шая­ся от внеш­не­го ми­ра, а у Ари­сто­те­ля я взял пол­но­ту все­объ­ем­лю­ще­го эм­пи­риз­ма. Лишь тот, кто спо­со­бен до­пол­нить Фих­те с по­мо­щью Ари­сто­те­ля, на­хо­дит пол­ную дей­ст­ви­тель­ность, та­ков и был мой путь» («Anthroposophical Movement», 1934. Vol. 11. № 3. P. 19). Ис­сле­до­ва­ние выс­шей ре­аль­но­сти пред­по­ла­га­ет про­бу­ж­де­ние и дея­тель­ное раз­ви­тие в ду­ше осо­бых по­зна­ват. спо­соб­но­стей, а ос­мыс­ле­ние сверх­чувств. вос­при­ятий, опи­раю­щее­ся на ак­ты ин­тел­лек­ту­аль­ной ин­туи­ции, по­лу­ча­ет ме­то­дич. на­уч. из­ло­же­ние в по­ня­тий­ной фор­ме.

Как ре­фор­ма­тор-прак­тик Ш. за­ло­жил ос­но­вы валь­дорф­ской пе­да­го­ги­ки, ан­тро­по­соф­ско­го ме­то­да в ме­ди­ци­не, ле­чеб­ной пе­да­го­ги­ки (см. Кэмп­хилл­ское дви­же­ние), био­ди­на­мич. с. х-ва, ини­ции­ро­вал раз­ви­тие но­вых на­прав­ле­ний в ис­кус­ст­ве и ар­хи­тек­ту­ре.

Соч.: Gesamtausgabe: Schriften. Bd 1–45–; Vorträge. Bd 51–354. Dornach, 1955–2017–; Ос­нов­ные чер­ты со­ци­аль­но­го во­про­са... Ер., 1992; Как дос­тиг­нуть по­зна­ния выс­ших ми­ров? Ер., 1992; Ге­те И. В. Тай­ны. Сказ­ка. Р. Штай­нер о Ге­те. М., 1996; Из об­лас­ти ду­хов­но­го зна­ния, или Ан­тро­по­со­фии. М., 1997; Тео­со­фия ро­зен­крей­це­ра. М., 1999; Про­ис­хо­ж­де­ние зла и его об­лик в све­те ан­тро­по­со­фии. СПб., 2000; Мой жиз­нен­ный путь. М., 2002; Эго­изм в фи­ло­со­фии. [2-е изд.]. М., 2004; О Рос­сии: Из лек­ций раз­ных лет. [2-е изд.]. СПб., 2013; [Ввод­ные ста­тьи к ра­бо­там Ге­те по ес­те­ст­во­зна­нию] // Ге­те И. В. На­уч­ные со­чи­не­ния. М., 2014. Т. 1.

Лит.: Голь­ден­берг В. Ан­тро­по­соф­ское дви­же­ние и его про­рок. Бер­лин, 1923; Lindenberg С. R. Steiner: Eine Chronik: 1861–1925. Stuttg., 1988; Рит­тель­май­ер Ф. Жиз­нен­ная встре­ча с Р. Штей­не­ром. М.; Об­нинск, 1991; Лин­ден­берг К. Р.Штей­нер: Био­гра­фия. М., 1995; Бе­лый А. Р. Штей­нер и Ге­те в ми­ро­воз­зре­нии со­вре­мен­но­сти. Вос­по­ми­на­ния о Штей­не­ре. М., 2000; Свась­ян К. Очерк фи­ло­со­фии в са­мо­из­ло­же­нии. М., 2015. См. так­же лит. при ст. Ан­тро­по­со­фия.

Вернуться к началу