Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШВЕ́ЙЦЕР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 750

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РИА Новости М.А. Швейцер на съёмках фильма «Маленькие трагедии». Фото 1979.

ШВЕ́ЙЦЕР Ми­ха­ил (Мои­сей) Аб­ра­мо­вич (16.2.1920, Пермь – 2.6.2000, Мо­ск­ва), рос. ре­жис­сёр, засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1965), нар. арт. СССР (1990). В 1943 окон­чил ре­жис­сёр­ский ф-т ВГИКа (мас­тер­ская С. М. Эй­зен­штей­на). В 1949 де­бю­ти­ро­вал ф. «Путь сла­вы» (совм. с Б. А. Бу­нее­вым и А. М. Ры­ба­ко­вым), сня­тым в сти­ле со­циа­ли­сти­че­ско­го реа­лиз­ма. В 1951–53 ра­бо­тал в до­ку­мен­таль­ном ки­но. В 1954 по­ста­вил ус­пеш­ный при­клю­ченч. ф. «Кор­тик» (совм. с В. Я. Вен­ге­ро­вым). Снял пер­вые ост­ро­со­ци­аль­ные лен­ты на де­ре­вен­скую те­му – «Чу­жая род­ня» (1956), «Ту­гой узел» (1957, выш­ла под назв. «Са­ша всту­па­ет в жизнь»). В 1960 вы­пус­тил ис­то­ри­ко-ре­во­люц. ф. «Мич­ман Па­нин», в 1960–62 – эк­ра­ни­за­цию «Вос­кре­се­ния» Л. Н. Тол­сто­го. В сти­ли­сти­ке «ги­пер­реа­лиз­ма» эк­ра­ни­зи­ро­вал ро­ман В. П. Ка­тае­ва «Вре­мя, впе­рёд!» (1966), от­ли­чаю­щий­ся ана­ли­ти­че­ски-иро­нич. под­хо­дом к изо­бра­жае­мой эпо­хе. Эк­ра­ни­за­ция ро­ма­на И. А. Иль­фа и Е. П. Пет­ро­ва «Зо­ло­той те­лё­нок» (1968) ос­мыс­ли­ва­ет вре­мя нач. 1930-х гг. в жан­ре аван­тюр­ной тра­ги­ко­ме­дии. В филь­мах «Ка­ру­сель» (1970) и «Смеш­ные лю­ди!» (1978) эк­ра­ни­зи­ро­вал ряд рас­ска­зов А. П. Че­хо­ва. Со­ци­аль­но-гро­те­ско­вая тра­ги­ко­ме­дия «Бег­ст­во мис­те­ра Мак-Кин­ли» (1975; Гос. пр. СССР, 1977) – прит­ча о дис­гар­мо­нич­ном со­стоя­нии че­ло­ве­ка в 20 в. При­ме­ром вы­со­ко­про­фес­сио­наль­ной ки­не­ма­то­гра­фич. ил­лю­ст­ра­ции ста­ли те­ле­эк­ра­ни­за­ции «Ма­лень­ких тра­ге­дий» А. С. Пуш­ки­на (1980) и «Мёрт­вых душ» Н. В. Го­го­ля (1984). В 1987 эк­ра­ни­зи­ровал «Крей­це­ро­ву со­на­ту» Л. Н. Тол­сто­го (совм. с же­ной С. А. Миль­ки­ной; Гос. пр. РСФСР, 1989). В 1991 по­ста­вил со­ци­аль­но-кри­ми­наль­ный фарс «Как жи­вё­те, ка­ра­си?» (с Миль­ки­ной), в 1993 – пси­хо­ло­гич. мо­но­дра­му «По­слу­шай, Фел­ли­ни!» (с Миль­ки­ной). Ав­тор и со­ав­тор сце­на­ри­ев сво­их филь­мов.

Соч.: Шко­ла ре­жис­су­ры // Ис­кус­ст­во ки­но. 1978. № 9.

Лит.: Ан­нин­ский Л. А. Л. Тол­стой и ки­не­ма­то­граф. М., 1980; Вар­шав­ский Я. Есть упое­ние в бою... // Те­атр. 1980. № 12.

А. В. Шпа­гин.

Вернуться к началу