Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШАМИ́ЛЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 682

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. М. Муханов
Шамиль. Фото А.И. Деньера. 1859. Эрмитаж (С.-Петербург).

ШАМИ́ЛЬ [26.6(7.7).1797, аул Гим­ры, Авар­ское хан­ст­во, ны­не се­ло Ун­цу­куль­ско­го р-на Рес­пуб­ли­ки Да­ге­стан, РФ – 4(16).2.1871, Ме­ди­на], тре­тий имам Да­ге­ста­на и Чеч­ни (1834–59), один из гл. про­тив­ни­ков Рос. им­пе­рии в этом ре­гио­не во вре­мя Кав­каз­ской вой­ны 1817–64. Из се­мьи авар. уз­де­ней. Обу­чал­ся у из­вест­ных даг. уле­мов и су­фий­ских шей­хов, в ча­ст­но­сти у Ма­го­ме­да (Му­хам­ме­да) Яраг­ско­го и Джа­ма­луд­ди­на (Дже­мал Эд­ди­на) Ка­зи­ку­мух­ско­го. Во вре­мя учё­бы под­ру­жил­ся с Га­зи-Ма­го­ме­дом, в кон. 1820-х гг. воз­гла­вив­шим дви­же­ние гор­цев про­тив Рос­сии. Один из его бли­жай­ших мю­ри­дов. При штур­ме ау­ла Гим­ры рос. вой­ска­ми в окт. 1832 был тя­же­ло ра­нен, од­на­ко смог уй­ти от пре­сле­до­ва­ния. По­сле дли­тель­но­го ле­че­ния вер­нул­ся в строй. В 1834, по­сле убий­ст­ва Гам­зат-бе­ка, из­бран има­мом. Вско­ре ук­ре­пил свою власть в гор­ских об­ще­ст­вах и стал еди­но­вла­ст­ным пра­ви­те­лем Има­ма­та. По­сте­пен­но за­вер­шил фор­ми­ро­ва­ние струк­ту­ры его управ­ле­ния, соз­да­ние собств. воо­руж. сил, за­ко­но­дат. и на­лого­вой сис­тем. Еди­но­лич­но ру­ко­во­дил во­ен. дей­ст­вия­ми Има­ма­та про­тив Рос­сии. Ле­том 1837 по­сле тя­жё­лых бо­ёв с от­ря­дом ген.-м. К. К. Фе­зи за­клю­чил пе­ре­ми­рие с рос. вла­стя­ми и вы­дал в ка­че­ст­ве ама­на­та (за­лож­ни­ка) сво­его пле­мян­ни­ка. Осе­нью то­го же го­да от­ка­зал­ся от пе­ре­дан­но­го ген.-м. Ф. К. Клю­ки фон Клю­ге­нау пред­ло­же­ния встре­тить­ся с имп. Ни­ко­ла­ем I и при­нять рос. под­дан­ст­во. В хо­де Ахуль­го штур­ма 1839, на­хо­дясь в оса­ж­дён­ном ау­ле, вёл с рос. во­ен. ко­ман­до­ва­ни­ем пе­ре­го­во­ры о ми­ре, вы­дал в ка­че­ст­ве ама­на­та сво­его стар­ше­го сы­на Джа­ма­луд­ди­на (Дже­мал Эд­ди­на; воз­вра­щён Ш. по об­ме­ну в 1855), но, от­ка­зав­шись сдать­ся в плен, про­рвал­ся сквозь оце­п­ле­ние и вновь ушёл от рос. пре­сле­до­ва­ния. Взя­тие Ахуль­го рос. вой­ска­ми не­на­дол­го умень­ши­ло влия­ние Ш. сре­ди гор­цев. Бла­го­да­ря ан­ти­рос­сий­ско­му вос­ста­нию, вспых­нув­ше­му в Чеч­не в 1840, Ш. вос­ста­но­вил свой ав­то­ри­тет в Има­ма­те, а за­тем и рас­ши­рил его тер­ри­то­рию, на­не­ся ряд по­ра­же­ний рос. вой­скам, в т. ч. во вре­мя Дар­гин­ской экс­пе­ди­ции 1845. В кон. 1840-х – нач. 1850-х гг. ут­ра­тил ини­циа­ти­ву и на­чал тер­петь по­ра­же­ния от рос. войск. Сдал­ся в плен кн. А. И. Ба­ря­тин­ско­му в хо­де Гу­ни­ба штур­ма 1859 (впо­след­ст­вии поль­зо­вал­ся по­кро­ви­тель­ст­вом кня­зя, со­сто­ял с ним в до­ве­рит. пе­ре­пис­ке).

Вме­сте с семь­ёй жил гл. обр. в Ка­лу­ге (1859–68) и Кие­ве (1868–69) под при­смот­ром спец. при­ста­ва [из них наи­бо­лее из­вес­тен А. И. Ру­нов­ский, ав­тор «За­пи­сок о Ша­ми­ле» (опубл. в 1860 и 1989)]. В 1866 вме­сте с сы­новь­я­ми и шу­ри­ном в за­ле Ка­луж­ско­го дво­рян­ско­го со­б­ра­ния при­нёс при­ся­гу на вер­ность имп. Алек­сан­д­ру II. В 1869 воз­ве­дён им в по­томств. дво­рян­ст­во. От­пу­щен в хадж в Ос­ман­скую им­пе­рию. По­се­тил Кон­стан­ти­но­поль, где был тор­же­ст­вен­но при­нят тур. сул­та­ном Аб­дул-Ази­зом.

Лич­ность Ш. по­лу­чи­ла от­ра­же­ние в сев.-кавк. фольк­ло­ре, а так­же в ис­кус­ст­ве (напр., цикл кар­тин ра­бо­ты Ф. А. Ру­бо). В Вел. Отеч. вой­ну в честь Ш. назва­на тан­ко­вая ко­лон­на, вхо­див­шая в со­став 1-й гв. тан­ко­вой ар­мии (соз­да­на на сред­ст­ва тру­дя­щих­ся Да­ге­ста­на в 1943). Имя Ш. но­сят Ша­миль­ский р-н Да­ге­ста­на и ули­цы в ря­де го­ро­дов.

Ис­точн.: Ак­ты, со­б­ран­ные Кав­каз­скою ар­хео­гра­фи­че­скою ко­мис­си­ею. Тиф­лис, 1881–1904. Т. 8–12; Чи­ча­го­ва М. Н. Ша­миль на Кав­ка­зе и в Рос­сии. СПб., 1889. М., 1990; Хро­ни­ка Му­хам­ме­да Та­хи­ра ал-Ка­ра­хи о да­ге­стан­ских вой­нах в пе­ри­од Ша­ми­ля. М.; Л., 1941; Гад­жи-Али. Ска­за­ние оче­вид­ца о Ша­ми­ле. Ма­хач­ка­ла, 1995; Кав­каз­ский век­тор рос­сий­ской по­ли­ти­ки. М., 2014. Т. 2. Кн. 2: 1796–1864 гг.

Лит.: Ка­зем-Бек Мир­за А. К. Мю­ри­дизм и Ша­миль // Рус­ское сло­во. 1859. № 12; Ма­го­ме­дов Р. М. Ша­миль в оте­че­ст­вен­ной ис­тории. Ма­хач­ка­ла, 1990; Ра­ма­за­нов Х. Х., Ра­ма­за­нов А. Х. Ша­миль. Ма­хач­ка­ла, 1990; Де­го­ев В. В. Имам Ша­миль: про­рок, вла­сти­тель, во­ин. М., 2001; Му­ха­нов В. М. По­ко­ри­тель Кав­ка­за князь А. И. Ба­ря­тин­ский. М., 2007; По­кров­ский Н. И. Кав­каз­ские вой­ны и има­мат Ша­ми­ля. 2-е изд. М., 2009.

Вернуться к началу