ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ЭТНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Этнокультурная политика до начала 20 века
Так называемый национальный вопрос как составная часть политики Российской империи по отношению к нерусским народам на её территории сложился ко 2-й пол. 19 в. В целом колониальная политика России была более лояльной по отношению к местному населению (по сравнению с современной ей политикой др. метрополий) и характеризовалась терпимостью и своего рода прагматизмом. Правовая дискриминация по этнокультурному признаку как таковая в России отсутствовала; ограничения и льготы для отдельных групп населения касались не их этнической, а сословной или религиозной принадлежности.
Положение этнических меньшинств в дореволюционной России. По мере расширения территории Российского гос-ва на вновь присоединённых землях, как правило, сохранялись имущественные права и привилегии местной знати, часто включавшейся в состав русского феодального сословия. Местное население низших сословий нередко имело правовые преимущества по сравнению с населением внутренней России. Российская колониальная политика не препятствовала, но даже временами стимулировала упрочение этнокультурных общностей через сохранение и поддержку местных форм самоуправления. Некоторые народы вовлекались в российскую политическую систему в качестве особого рода военных сословий, подобных казачьему (так, в 1798 в Башкирии введена кантонная система управления и было создано башкирское войско для охраны юго-восточных границ России; ранее особые контингенты в русское войско поставляли касимовские татары, калмыки и др.). Особый статус, обеспечивавший значительную степень самостоятельности, получали провинции, присоединённые к империи, уже будучи сложившимися государствами или на правах протектората (Царство Польское, Великое княжество Финляндское, государства Закавказья, Хивинское ханство, Бухарский эмират). Русификаторская политика и репрессивные меры по отношению к местному населению (ссылки, правовые ограничения и др.) вызывались региональным сепаратизмом (Царство Польское, Кавказ).
Правовым документом, регулирующим отношения государства с нерусским населением, был составленный в 1822 М. М. Сперанским «Устав об управлении инородцев», который касался коренного населения Сибири. Он впервые в мировой практике определял статус аборигенов, исходя из необходимости защиты их образа жизни и наиболее важных сторон их жизнедеятельности. Целью «Устава» было включение народов Сибири и Севера в систему общественных отношений Российского гос-ва с сохранением их собственного социально-экономического уклада и форм самоуправления. «Инородцы» Сибири объединялись в традиционные территориально-родовые сообщества, управляемые «князьцами» из их среды, им гарантировалось сохранение привычных хозяйственных занятий. В 1892 на основе «Устава» 1822 было составлено «Положение об инородцах». К этим документам восходит политика в отношении народов Севера и в первые десятилетия сов. власти.
Однако на практике эти цели достигались лишь отчасти. Действия администрации на присоединённых землях, стремление вовлечь коренное население в новые экономические отношения часто приводили к нарушению их традиционного образа жизни. Целенаправленная земледельческая и военная колонизация, переселенческая политика, новые формы управления и повинности, принудительная христианизация вызывали недовольство, доходившее иногда до восстаний и вооружённого сопротивления.
Переселенческая политика. Насильственное переселение людей и стимулирование колонизации экономически перспективных территорий было традиционным средством гос. политики в России. Прежде всего переселение коснулось наиболее многочисленного из народов России – русских. Потоки русских переселенцев в приказном порядке (через адм. переселение) или добровольно (путём разл. льгот) направлялись во вновь присоединённые юж. и вост. районы. Особенно возросла миграция в пореформенной России.
Русская колонизация вызывала коренные экономические, демографические, социальные и культурные перемены в жизни аборигенных народов. Она часто сопровождалась вытеснением местного населения с лучших хозяйственных территорий и нарушением традиционных систем природопользования. Особенно тяжёлые последствия, вплоть до массового голода, имело развитие капитализма для кочевников-скотоводов (башкир, калмыков), у которых часто отчуждались пастбищные угодья.
Однако благодаря длительному культурному взаимодействию с русскими у коренных народов распространялись новые формы хозяйства (земледелие) и культуры, вместе с распространением христианства появлялась письменность, внедрялось школьное образование.
Переселенческой политикой наряду с русскими были затронуты и др. этнические группы. Так, в строительстве крепостей и острогов и в заселении территорий вокруг них участвовали не только русские из центр. районов России, но и татары, чуваши, марийцы, мордва и др. народы Среднего Поволжья.
Наиболее значительную из этнических групп, принимавших участие в колонизации, составили немцы. Манифестом Екатерины II 1763 иностранцы на льготных условиях приглашались для освоения плодородных земель Юга России. В осн. это были крестьяне из перенаселённых земель Южной Германии и Эльзаса, основывавшие колонии в Поволжье, с кон. 18 в., после русско-турецких войн, – в Новороссии и Крыму, с нач. 19 в. – в Бессарабии и Закавказье. С кон. 18 в. в Причерноморье, а с сер. 19 в. – в районе Самары появляются колонии меннонитов (гернгутеров) – выходцев из Пруссии. Немецкие поселенцы в России пользовались привилегиями, самоуправлением, имели нац. школы. Во 2-й пол. 19 в. эти привилегии были уничтожены, что вызвало отток немецкого населения из России в США. Потомки немецких поселенцев активно участвовали во всех крупных миграционных процессах пореформенной России: росло немецкое население в русских городах, с 1890-х гг. и особенно после столыпинских реформ началось массовое переселение немцев на Урал, в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию. Активность немецких колонистов вызвала подозрение царской администрации. Миграцию немцев на границы империи стали сдерживать, многие колонии подверглись насильственному перемещению в глубь страны. В 1-ю мировую войну рос. немцы были ограничены в правах – их выселяли из прифронтовых территорий.
Начиная со Смутного времени и особенно после восстаний кон. 18 – 19 вв. в Сибирь ссылались пленные и осуждённые из Польши (поляки, литовцы, белорусы, украинцы). С сер. 19 в. в вост. регионы империи устремился поток добровольных поселенцев из Польши – вольнонаёмных работников из квалифицированных рабочих и технической интеллигенции. Выходцы из Польши составляли заметную долю среди работников сферы обслуживания, а также в регулярных войсках, расквартированных в вост. районах. Не только в периферийных губерниях, но и в Европейской части страны возникали польские религиозные и культурно-просветительные организации.
Этноконфессиональная политика. Политика государства по отношению к иноверческой (неправославной) части населения также приобретала этнический и языковой аспекты. Так, отношение к мусульманскому населению Поволжья сказалось на этнокультурной политике в этом регионе. Вплоть до указа «Об укреплении начал веротерпимости» 1905 пресекались попытки создания периодической печати на татарском языке. Большие препятствия встречало стремление татарской интеллигенции создать свою нац. школу. В то же время среди башкир к нач. 20 в. успешно действовали русско-башкирские школы.
Ещё более сложной была этноконфессиональная ситуация на Кавказе. В 16– 17 вв., когда Российское государство начало распространять своё влияние на Кавказе, его политика часто находила поддержку среди горцев: многие роды и сельские общества вступали во взаимовыгодные договорные отношения с русскими. Однако начиная с 18 в. отношения обострились. В кон. 18 в. на Кавказе распространяется идеология мюридизма, провозгласившая «священную войну» (газават) против России, которую при поддержке Османской империи возглавил в 1785 чеченский пастух Ушурма, объявивший себя имамом под именем шейха Мансура. Часть местного населения («мирные» горцы), напротив, оказывала поддержку России. Противостояние привело к Кавказской войне (1817–64), по окончании которой многие горцы эмигрировали в Османскую империю (т. н. мухаджирство). Напряжение на Кавказе сохранялось и после войны, продолжались набеги на русские и мирные горские селения («абречество»), хотя правительством и предпринимались попытки примирения нелояльного населения.
Конфессиональные проблемы также отражались на положении рос. евреев. После разделов Речи Посполитой в кон. 18 в. подданными России оказалась б. ч. её еврейского населения (св. 500 тыс. чел.). Евреи России получили широкие права самоуправления (см. в ст. Религии), но были лишены возможности селиться вне черты оседлости, охватывавшей быв. польские земли. Вместе с тем для хозяйственного освоения Северного Причерноморья им было позволено заселять Новороссию. В царствование Александра I политика в отношении еврейских подданных приобретает социальное содержание. Издаётся «Положение об устройстве евреев» (1804), в котором значительное внимание уделено вопросам их адаптации к жизни в Российском гос-ве. Предпринимаются действия по христианизации евреев, для них открывается доступ в русские учебные заведения, поощряется распространение в их среде русского языка.
По закону 1827 вместо прежнего денежного налога был введён рекрутский набор малолетних детей в т. н. солдатские школы кантонистов с последующим отбытием военной службы в специальных батальонах на вост. окраинах страны. Большинство кантонистов на военной службе принимало православие, их потомкам разрешалось жительство вне черты оседлости. Институт кантонистов просуществовал до 1856. В 1835 была законодательно закреплена черта оседлости, в 1844 было упразднено самоуправление еврейских общин.
В царствование Александра II некоторым категориям еврейского населения (купцам 1-й гильдии, обладателям учёных званий и др.) было разрешено проживание вне черты оседлости. Эти меры привели к увеличению численности евреев в городах, в т. ч. в С.-Петербурге и Москве, к появлению еврейских предпринимателей, финансистов и интеллигенции. В 1860-е гг. возникла еврейская литература на русском языке, появились общественные и культурные еврейские организации.
В 1870-е гг. и особенно после убийства Александра II антисемитизм начинает доминировать в государственной политике. На Юге России прокатилась волна еврейских погромов. Ухудшение положения евреев вызвало их массовую эмиграцию из России. Во время 1-й мировой войны ок. 500 тыс. евреев были принудительно выселены из прифронтовых территорий во внутренние губернии России.
Национальный вопрос в общественной жизни России. Реформы, осуществляемые во 2-й пол. 19 в. в Российской империи, вызвали к жизни новые идеи в области гос. устройства. Первая всеобщая перепись населения 1897 показала, что нерусские народы составляют более половины жителей империи. В литературе либерального направления стали обсуждаться понятия «национальный вопрос», «автономия», «федерация». Большое внимание уделялось необходимости умеренной децентрализации государства. При этом идея федеративного устройства России по национально-территориальному принципу рассматривалась как возможная угроза дискриминации русских в «инородческих» областях. Кризис Российской империи в нач. 20 в. усилил центробежные тенденции на её нац. окраинах. Нац. фактор, сопровождавшийся ростом нац. самосознания, пробуждением политической активности, превратился в одну из причин распада государства.
Этнокультурная политика советского периода
После свержения монархии в России в февр. 1917 независимость обрели Финляндия и Польша. Декларация прав народов России 2(15).11.1917 провозгласила равенство и суверенность народов России и право народов России на свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. В первые годы после прихода к власти большевиков независимость провозгласили Украина, республики Закавказья (Грузия, Армения, Азербайджан, Абхазия) и балтийские страны (Литва, Латвия и Эстония). Автономистские движения развернулись среди крупных народов Поволжья (татар и башкир).
Декларации большевиков были поддержаны националистическими движениями на периферии и обеспечили новой власти поддержку среди нерусского населения. Однако в ходе Гражданской войны 1917–22 распад быв. Российской империи был остановлен, и большевики сохранили контроль над всей территорией, за исключением Прибалтики, Польши и Финляндии. Вместо признания права на сецессию (выхода из состава страны) был взят курс на реализацию принципа самоопределения на основе «социалистического федерализма» в форме создания этнотерриториальных автономий различного уровня для разных народов, которые были объявлены «социалистическими нациями». В янв. 1918 на 3-м Всероссийском съезде Советов была провозглашена Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) как «федерация советских национальных республик».
«Национальное строительство». Проведением нац. политики занимался созданный в 1917 Народный комиссариат по делам национальностей (Наркомнац), возглавляемый И. В. Сталиным. В перепись 1920 был впервые включён вопрос о национальности, т. е. применён принцип учёта населения по этнической принадлежности. Этнический принцип был положен в основу внутригосударственного деления. Создание «национальной государственности» («национальное строительство») провозглашалось как важнейшее достижение новой этнической политики.
В 1918 в пределах РСФСР была создана Туркестанская автономная республика в границах быв. Туркестанского края, где проживали многочисленные этнические группы со сложной родоплеменной структурой. В 1920 на месте Хивинского ханства и Бухарского эмирата возникли Хорезмская и Бухарская республики, которые первоначально правительство РСФСР признало суверенными государствами. В том же году в составе РСФСР были образованы Киргизская (с 1925 – Казахская) автономная республика и Калмыцкая автономная обл. На Северном Кавказе в мае – ноябре 1917 во Владикавказе и затем в мае 1918 в Тифлисе был провозглашён Союз объединённых горцев Кавказа, или Горская республика, заявившая об отделении от России; она существовала до мая 1919. Одновременно в 1918 возникли Терская, Ставропольская и Кубано-Черноморская советские республики, в июле 1918 – Северо-Кавказская советская республика, в ноябре 1920 провозглашена Горская АССР, первоначально пользовавшаяся широкой автономией (вплоть до действия внутри неё шариатских и адатских законов). Часть казаческого населения была выселена в Сибирь. Вскоре были выделены Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская и Чеченская автономные области, а в 1924 Горская АССР была ликвидирована и на её территории образованы Северо-Осетинская и Ингушская автономные области и Сунженский окр. с общим адм. центром в г. Владикавказ. В 1928 в составе Ставропольского края была образована Черкесская автономная обл. В 1921 возникла Абхазская ССР, которая затем на условиях договора вошла в состав Грузии. В пределах Грузии возникли ещё две автономии для южных осетин и для исламизированных грузин (аджарцев).
В Поволжье и Приуралье были образованы Немцев Поволжья трудовая коммуна (с 1924 Немцев Поволжья АССР), Башкирская АССР, Татарская АССР, Чувашская, Вотская (с 1932 Удмуртская), Марийская автономные области, Коми (Зырян) автономная обл. (с 1936 Коми АССР). В 1921 на территории Крыма была создана Крымская автономная республика. На Севере и в Сибири возникли нац. образования разного уровня: Карельская трудовая коммуна, затем – Карельская АССР, Бурят-Монгольская АССР (с 1958 Бурятская АССР), Якутская АССР, Ойротская автономная обл., Ненецкий национальный округ, Остяко-Вогульский (с 1940 Ханты-Мансийский) автономный округ и др.
С оформлением в 1922 СССР процесс огосударствления этничности не закончился. В 1920-е гг. было проведено национально-территориальное размежевание в Средней Азии: созданы новые (приближенные к этническим границам расселения) республики для узбеков, туркмен, таджиков, киргизов и казахов. Их статус и территории несколько раз менялись вплоть до 1936. Однако достичь этнической однородности населения новых республик не удалось: часть узбеков осталась в Киргизии и Таджикистане, районы с таджикским населением в Бухаре и Самарканде и вокруг них были включены в Узбекскую республику, в состав Казахской республики вошли сев. области, населённые преимущественно русскими. Сам принцип размежевания республик по признаку этнического состава населения был практически неосуществимым и порождал тяжёлые этнополитические последствия. Границы и статус республик нередко определялись поспешно, путём адм. решений, иногда под давлением местных руководителей, стремившихся поднять статус своих нац.-гос. образований.
Одновременно продолжалось создание национальных «административно-территориальных единиц» (районов, волостей, сельсоветов). Так, в Смоленской обл. были образованы 14 нац. сельсоветов – литовские, латышские, еврейские. К кон. 1933 насчитывалось 250 нац. районов и 5300 нац. сельсоветов. Однако автономизация преимущественно имела номенклатурный характер и в целом не оправдала себя. В 1926 проведена Всесоюзная перепись населения, которая зафиксировала 194 народа.
Этнокультурная политика в 1920– 1930-е гг. Национально-государственное размежевание вело к образованию среди нерусских национальностей бюрократического слоя и интеллигенции, что положило начало политике «коренизации», ускоренной подготовки местных кадров. С сер. 1920-х гг. лингвистами разрабатываются алфавиты сначала для тюркских, а затем и для др. народов СССР; в 1930-е гг. эта работа сосредоточена во Всесоюзном центральном комитете нового алфавита. Вначале новые алфавиты создавались на основе латинской графики, с кон. 1930-х гг. они были переведены на русскую графику. Уже к сер. 1920-х гг. была ликвидирована массовая неграмотность, появилась сеть нац. школ (с обучением на нерусских языках), клубов, театров, этнографических ансамблей, стала появляться национальная (в т. ч. художественная) интеллигенция, развивалась печать на нац. языках, были созданы нац. литературы. Все эти меры были важны для преодоления культурно-образовательного разрыва между Европейской частью страны и её окраинами.
Значительные культурные преобразования были осуществлены в сев. регионах. После упразднения в 1923 Наркомнаца при Президиуме ВЦИК РСФСР создан Комитет содействия народностям сев. окраин (Комитет Севера). В 1925 Постановлением ВЦИК и СНК утверждён список «малых народов Севера». В 1926–27 проведена Приполярная перепись, в которой были учтены оленеводческие, охотничьи и др. промысловые хозяйства коренных северян. Было принято специальное «Временное положение об управлении туземных народностей и племён сев. окраин РСФСР», организованы сев. автономии (нац. округа и районы), родовые, туземные, затем кочевые и нац. советы. Эти положения основывались на изучении хозяйства и образа жизни северян и были направлены на ограждение малочисленных народов от хищнической торговой эксплуатации приезжими с «большой земли». Были созданы с.-х. товарищества и артели, которые соответствовали местным условиям и традициям общинной жизни. В 1929 в Ленинграде был создан Институт народов Севера, готовивший советских, хозяйственных и партийных работников, учителей, учёных из числа народов Севера.
Политика «национального строительства», с одной стороны, способствовала развитию местных культур, росту образовательного уровня населения этнических окраин, с другой стороны – на местах устанавливались режимы местных элит, а создание системы привилегий для нац. кадров выливалось в дискриминацию русского и др. «нетитульного» населения. Сталинская политика огосударствления избранных этнических групп создала искусственную иерархию т. н. наций. В Конституции СССР было зафиксировано соподчинение национально-территориальных образований и стоящих за ними национальностей, что само по себе было нарушением равноправия народов и граждан страны. Этнической дискриминации стала служить введённая в 1932 паспортная система и служебные анкеты с графой «национальность».
Индустриализация и коллективизация кон. 1920–30-х гг., борьба с инакомыслием, антирелигиозная кампания, ломающая традиционный культурный уклад, отрицательно сказались на развитии этнических культур (как русской, так и др. народов). Исчезали целые отрасли традиционных видов хозяйственной деятельности. Кооперирование хозяйства шло под административным нажимом, сопровождалось борьбой с единоличными хозяйствами и кулаками. Перевод кочевых групп на оседлость осуществлялся принудительно, с уничтожением их самобытности. Одновременно проводилась политика «выравнивания экономических уровней» отсталых республик.
Новый этап нац. политики в СССР начался с принятия Конституции СССР 1936 и сопутствующих нормативных актов. Вместо учёта нац. специфики, как в адм.-терр. делении, так и в культурной политике, утверждается курс на унификацию. По итогам переписи населения 1939, количество национальностей в СССР было объявлено в два раза меньшим по сравнению с предыдущей (1937) переписью.
1920–30-е гг. отмечены массовыми этническими депортациями. В период раскулачивания и накануне вооружённого конфликта с Финляндией (1939) были высланы финны-ингерманландцы, а также финны-политэмигранты, прибывшие в Советскую Россию из Финляндии в 1918–35; прекращено преподавание финского языка (1937), запрещена деятельность лютеранских церковных общин (1938). Из зап. районов СССР (из Хмельницкой и Житомирской областей) в Казахстан и Сибирь принудительно были переселены поляки и немцы (1936). Тотальной депортации с Дальнего Востока в малообжитые районы Казахстана и Узбекистана подверглись корейцы (120–180 тыс. чел.), обвинённые в шпионаже в пользу Японии (1937–38); были закрыты корейские газеты и журналы, Корейский педагогический ин-т, ликвидированы корейские школы. С присоединением в 1939–40 к СССР новых территорий в Сибирь были высланы неск. тысяч эстонцев, 50 тыс. латышей, ок. 30 тыс. литовцев, а также поляки, евреи и др. 28.8.1941 ликвидирована АССР Немцев Поволжья, немецкое население Европейской части страны (более 1 млн.чел.) депортировано в Среднюю Азию и Казахстан. С окт. 1943 по май 1944 по обвинению в пособничестве немецким оккупантам были насильственно переселены в Среднюю Азию 317 тыс. чеченцев, 165 тыс. крымских татар, 84 тыс. ингушей, 82 тыс. калмыков, 64 тыс. карачаевцев, 49 тыс. турок-месхетинцев, 33 тыс. балкарцев. В 1944–49 в Сибирь выселялись эстонцы, поляки, выходцы из Закарпатской Украины.
Этническая политика в послевоенные годы. С кон. 1940-х гг. возрождается антисемитская политика («борьба с космополитизмом», «дело Еврейского антифашистского комитета», «дело врачей»). В то же время проводилась политика «коренизации» применительно к недавно вошедшим в состав СССР территориям. Специальные пленумы ЦК компартий Литвы, Белоруссии, Молдавии и др. республик (1953) принимали решения об интенсивном привлечении на руководящие должности представителей «титульных» национальностей, что усиливало проявления национализма на бытовом уровне и дискриминацию русского населения.
С 1953 ослабление жёсткого централизованного управления способствовало расширению прав республик. После 20-го съезда КПСС (1956) началась массовая реабилитация, в т. ч. репрессированных народов. Большинство депортированных смогли вернуться на родину после 1956. Были восстановлены Чечено-Ингушская, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская и Калмыцкая автономные республики (хотя и не в прежних границах). Однако последствия сталинских депортаций не были полностью устранены: репатриация не коснулась крымских татар, турок-месхетинцев, в ряде мест – чеченцев, калмыков; не была восстановлена разрушенная система обучения в школах на нерусских языках и т. д.
Этнокультурные процессы и политика в 1960-х – 1-й пол. 1980-х гг. По-прежнему сохранялась сталинская в своей основе теория «национального строительства», хотя делались попытки её пересмотра: в дискуссии 1960-х гг. о понятии «нация» высказывались сомнения в правильности сталинской дефиниции; этнографы ставили вопрос о том, действительно ли данные переписей адекватно отражают этнический состав населения СССР, не сказывается ли здесь идеологическое упрощение. Однако в официальной политике возобладала доктрина беспроблемности в нац. вопросе. Идеология декларировала свободное и равноправное развитие нац. культур, но на деле под лозунгом «интернационализма» усиливалась ориентация на единую общесоветскую культуру с доминированием русского языка и русскоязычной культуры, а также языков и культур «титульных» наций союзных республик. Особенно это проявлялось в сфере школьного образования. Вплоть до 1980-х гг. из языков, бытующих в Российской Федерации, в школах преподавание велось (кроме русского) только на башкирском и татарском. Была провозглашена теория сближения наций и советского народа как «новой исторической общности», заменившая концепцию гражданской нации как основы государственности.
Политика социально-культурной интеграции соответствовала идее организации крупных аграрных поселений и строек-гигантов. В результате процессов урбанизации и преференций в области получения образования был преодолён разрыв в социальной структуре этнических групп. Средний уровень образования, особенно лиц с высшим образованием, в республиках превысил общесоюзные показатели. В стране наблюдался высокий уровень межэтнических браков (к 1989 каждая седьмая семья имела смешанный состав).
В то же время для малочисленных этнических групп такая политика оборачивалась разрушением традиционной среды обитания и культуры. В стремлении сформировать однотипную социальную структуру населения власть обнаруживала непонимание местной специфики. Так, адм. переселение людей из России в азиатские республики и систематическое назначение русских, не знающих языка и обычаев, на руководящие партийные должности вызывали трения на почве бытового национализма. Уже в нач. 1970-х гг. усиливаются антирусские настроения в республиках. Национализм начинает проникать в сферы гос. системы. Доступ к административно-управленческим должностям и получение престижных специальностей для «нетитульных» народов были затруднены.
Этнокультурные процессы и политика после 1985. После прихода к власти М. С. Горбачёва в союзных республиках было усилено внимание со стороны государства к этническим проблемам. В аппарате ЦК КПСС создаётся отдел по нац. отношениям, куда были приглашены работники с мест, представляющие разные национальности, сформирован круг консультантов из академической среды. Впервые с довоенных времён проблемы нац. политики поднимаются на 27-м съезде КПСС, Пленуме ЦК КПСС (янв. 1987), а затем и на Всесоюзной 19-й партконференции (1988). В резолюции этой конференции «О межнациональных отношениях» говорилось о необходимости нового политического курса, сочетающего удовлетворение интересов всех национальностей страны с общими её интересами и потребностями. Было признано необходимым расширение прав союзных и автономных образований и разграничение компетенции Союза ССР и сов. республик, передачи на места ряда управленческих функций, усиления самостоятельности и ответственности в сфере экономики, социального и культурного развития, охраны природы.
Однако эти решения были в значительной степени запоздалыми. В обществе всё более обострялись межэтнические противоречия. Националистические мотивы лежали в основе выступления студентов-казахов в Алма-Ате (1986). В 1988 начался конфликт в Нагорно-Карабахской автономной обл., произошли армянские погромы в Сумгаите и Баку. На Всесоюзной 19-й партконференции делегация эстонской республиканской организации предложила повысить степень самостоятельности союзных республик, сделав их субъектами международных отношений.
Попытки отреагировать на эти процессы были предприняты лишь в кон. 1980-х гг. В 1989 Верховным Советом (ВС) СССР принята декларация «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав». Велись поиски адекватных моделей взаимоотношений между субъектами СССР. В 1990 был принят ряд общесоюзных законов, регулирующих отношения между Союзом и его субъектами («Об экономических отношениях Союза, союзных и автономных республик», «О разграничении полномочий между Союзом и его субъектами», «О свободном национальном развитии граждан СССР, проживающих за пределами своих национально-государственных образований или не имеющих их на территории СССР»). В 1990 ВС СССР принял также закон о порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР, что было запоздалой реакцией на заявление Литвы о своём выходе, за которым последовали аналогичные заявления Латвии, Эстонии, Грузии, Армении. Этнические и политические конфликты охватывали всё большее пространство Советского Союза.
Важным фактором этнокультурных процессов и этнокультурной политики в кон. 20 в. стало возникновение этнических общественных объединений и движений. Формы этнической мобилизации сложились в кон. 1980-х гг. под названием народных фронтов в республиках Прибалтики, на Украине, в Молдавии и Белоруссии. В их программах (наряду с общедемократическими целями) выдвигалась задача защиты прав этнической группы на её исконной территории, для чего, в частности, предлагались меры по ограничению роста численности иноэтничного населения республик, включались положения о придании гос. статуса языкам «титульных» национальностей, о республиканском гражданстве, возмещении ущерба за допущенную в прошлом несправедливость и др. Эти требования впоследствии привели к дискриминации «нетитульного» (или «русскоязычного») населения в ряде стран СНГ, Балтии и республик постсоветской Российской Федерации. В политической сфере народные фронты боролись за суверенитет своих республик и за приоритет республиканского самоуправления перед центральной властью. В конечном счёте был взят курс на выход республик из состава Советского Союза. Выступления народных фронтов вызвали ответное движение русского населения, хотя и в менее организованной форме.
Распад СССР и постсоветская этнокультурная политика
Распад СССР и кризис государственности в Российской Федерации вызвали подъём национализма и сепаратизма среди части населения автономных республик Российской Федерации, где были приняты декларации о суверенитете и новые местные конституции. Некоторые из них противоречили принципу целостности государства и правовым основам его устройства. Татарстан и Чечня не признали федеральные конституцию и законодательство. 31.3.1992 был подписан Федеративный договор со всеми субъектами Федерации (за исключением Чечни и Татарстана) о разграничении властных полномочий, который ослабил напряжённость в отношениях федеральной власти с республиками. В результате длительных переговоров в февр. 1994 был подписан договор между федеральными органами власти и органами власти Татарстана, который устранил кризис в отношениях федеральных властей с властями этой республики.
Самым серьёзным кризисом в сфере межэтнических отношений и становления новой рос. государственности стала война в Чечне. В 1991 в Чеченской Республике к власти пришла радикально-националистическая группа во главе с Д. Дудаевым, которая провозгласила Чечню независимым государством. Значительная часть нечеченского населения была вынуждена покинуть республику. Попытка восстановить конституционный порядок в этом регионе с использованием армии в дек. 1994 привела к эскалации конфликта и превращению его в затяжную военную кампанию с большими человеческими жертвами и материальными разрушениями. Подписанные в авг. 1996 и в мае 1997 соглашения о прекращении военных действий и установлении мира не решили проблемы вооружённого сепаратизма. Территория Чечни стала использоваться силами радикального исламизма и международного терроризма для агрессии против России. После вооружённого вторжения бандформирований в Дагестан в авг. 1999 рос. власти начали новую военную кампанию в Чечне. Однако разгром осн. групп сепаратистов не привёл к установлению полного контроля над территорией республики. Восстановлению социально-экономических основ жизни и укреплению местной власти способствовал референдум о новой чеченской конституции 23 марта и выборы главы республики в окт. 2003.
Другим вооружённым конфликтом был ингушско-осетинский конфликт осенью 1992, когда в ответ на территориальные притязания ингушских национал-радикалов в отношении Северной Осетии (требование о передаче созданной в июне 1992 Республике Ингушетия части Пригородного р-на Северной Осетии) власти Северной Осетии способствовали изгнанию ингушей, проживавших в Северной Осетии. Вопрос о возврате вынужденных переселенцев решается на основе двусторонних соглашений при содействии федеральных властей.
1990-е гг. были отмечены ростом общественно-политических и этнокультурных движений: клубы, фонды, землячества, организации и объединения по признаку этнической принадлежности появились во всех субъектах Российской Федерации. В Татарстане в 1988 образуется Татарский общественный центр (ТОЦ), вслед за ним появляются др. татарские организации националистического характера. По подобной модели создавались радикально-националистические и этнокультурные организации и группы в некоторых др. республиках. Численность таких объединений и организаций к сер. 1990-х гг. возросла до неск. сотен. Под лозунгами сохранения самобытности, нац. возрождения, экологической безопасности с этнокультурными и этнополитическими объединениями ассоциировались религиозные, женские, молодёжные и экологические движения с программами проэтнической ориентации. Иногда национально-культурные объединения служили прикрытием для различного рода предпринимательских структур. Росту национализма способствовали организованные лидерами этнических организаций конгрессы и съезды представителей того или иного народа (всемирные конгрессы татар, всемирные курултаи башкир и т. п.).
Этнические организации оказывают определённое влияние в культурно-языковой сфере. Не только в республиках, но и в Москве и С.-Петербурге расширяется школьное образование на языках нерусских народов. Так, по инициативе лидеров этнокультурных объединений в Москве в 1998–2000 функционировало более 70 школ, обучающих языкам и культуре различных народов.
Вырос интерес к этнокультурному многообразию страны, особенно к культурам малочисленных народов. Проводятся многочисленные фестивали этнических культур, широко отмечаются традиционные праздники, возникли новые местные музеи, восстановлено большое число памятников культурного наследия, выпускаются литературные и периодические издания на разных языках, действуют радио- и телевещание в республиках и автономных округах для проживающих в них народов.
Основная тенденция совр. политики Российской Федерации в области межэтнических отношений состоит в переключении в рамках федеративной государственности этнических проблем с национально-территориального направления на культурно-образовательное и культурно-просветительное. Решающую роль в модернизации этнокультурной политики сыграл принятый в июне 1996 Закон о национально-культурной автономии, создавший правовую базу для внутреннего самоопределения и самоорганизации на экстерриториальной основе по признаку этнической принадлежности граждан. При Правительстве РФ был создан Консультативный совет по делам национально-культурных автономий. К 2003 в Российской Федерации зарегистрировано 14 федеральных национально-культурных автономий, более 100 региональных и более 300 местных. Наибольшее количество национально-культурных автономий создано рос. немцами (68), татарами (63), евреями (29), армянами (18), украинцами и др. В целом Законом о национально-культурной автономии воспользовались представители 30 национальностей.
Важным этапом в поисках эффективной гос. политики в этнокультурной сфере стало принятие «Концепции государственной национальной политики», утверждённой Указом Президента РФ от 15.6.1996. В документе были определены как основные приоритеты обеспечение благоприятных условий для этнокультурного развития представителей всех народов, стабильности конституционного строя, территориальной целостности, единства правового пространства, гражданского мира и согласия, нейтрализации факторов, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, социальных, межэтнических и религиозных конфликтов.
В 1998 Россия присоединилась к Рамочной конвенции Совета Европы о защите нац. меньшинств.
Современные проблемы этнокультурной политики в РФ могут стать конфликтогенным фактором. Нерегулируемые миграционные потоки в некоторые регионы страны и рост антимиграционных настроений приводят к обострению межэтнических конфликтов. Решение гос. задач по миграционной политике возложено на созданную в июне 2002 Правительственную комиссию по миграционной политике и на образованную в структуре Мин-ва внутренних дел Федеральную миграционную службу.
Со 2-й пол. 1990-х гг. наблюдается рост антимиграционных настроений, проявлений ксенофобии и экстремизма в отношении представителей некоторых народов, особенно выходцев из регионов Кавказа и Средней Азии. В стране действует неск. партий и организаций ультраправого и шовинистического направления, выходят антисемитские издания. В 2000 была принята федеральная целевая программа «Внедрение толерантности и профилактика экстремизма в российском обществе», в 2001 принят Федеральный закон о борьбе с экстремизмом.
Особое направление этнокультурной политики – поддержка культур и защита прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В 1999 принят Федеральный закон о гарантиях прав коренных малочисленных народов, в 2000 – закон об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов, в 2001 – закон о территориях традиционного природопользования. Законы и программы по поддержке народов Севера приняты в субъектах РФ. Действует Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и её отделения в субъектах РФ. Прошли съезды народов Севера.
В целом осн. содержанием этнокультурной политики в Российской Федерации должна стать поддержка духовных потребностей всех этнических групп. В просвещении, образовании и обеспечении гражданских прав заключаются основы подлинного самоопределения и свободного развития всех народов России.