Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОЛЯ́РНАЯ АВИА́ЦИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 89

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПОЛЯ́РНАЯ АВИА́ЦИЯ, спе­ци­аль­ные под­раз­де­ле­ния гра­ж­дан­ской авиа­ции, пред­на­зна­чен­ные для обес­пе­че­ния по­лё­тов в по­ляр­ных рай­онах Сев. и Юж. по­лу­ша­рий. Слож­ность са­мо­лё­то­во­ж­де­ния в этих рай­онах обу­слов­ле­на от­сут­ст­ви­ем ста­цио­нар­ных аэ­ро­дро­мов, взлёт­но-по­са­доч­ных по­лос, не­дос­та­точ­но­стью ес­теств. и ис­кусств. ори­ен­ти­ров, час­ты­ми из­ме­не­ния­ми ме­тео­ус­ло­вий, низ­ки­ми темп-ра­ми воз­ду­ха, про­дол­жи­тель­но­стью по­ляр­но­го дня/но­чи, не­ус­той­чи­во­стью ра­бо­ты маг­нит­ных ком­па­сов и средств свя­зи.

Осн. за­да­чи П. а.: про­ве­де­ние сис­те­ма­тич. ле­до­вой раз­вед­ки с це­лью про­вод­ки су­дов, обес­пе­че­ние на­уч. ис­сле­до­ва­ний в бас­сей­не Сев. Ле­до­ви­то­го океа­на и в Ан­тарк­ти­ке, снаб­же­ние дрей­фую­щих и по­ляр­ных стан­ций, пе­ре­воз­ка пас­са­жи­ров и гру­зов в рай­онах Край­не­го Се­ве­ра. В П. а. ис­поль­зу­ют­ся са­мо­лё­ты и вер­то­лё­ты разл. ти­пов, ос­на­щён­ные до­пол­нит. на­ви­гац., ава­рий­но-спа­сат., спец. и бы­то­вым обо­ру­до­ва­ни­ем.

Со ста­нов­ле­ни­ем и раз­ви­ти­ем отеч. П. а. свя­за­но пла­но­мер­ное изу­че­ние и ос­вое­ние Арк­ти­ки и Сев. мор. пу­ти и ис­сле­до­ва­ния Ан­тарк­ти­ки. Пер­вый по­лёт в Арк­ти­ке в рай­оне Но­вой Зем­ли на са­мо­лё­те «Мо­рис Фар­ман» со­вер­ши­ли в 1914 Я. И. На­гур­ский и Е. В. Куз­не­цов, уча­ст­во­вав­шие в по­ис­ках про­пав­шей экс­пе­ди­ции Г. Я. Се­до­ва. На­ча­ло ре­гу­ляр­ной ра­бо­те авиа­то­ров в Арк­ти­ке по­ло­же­но в 1924 по­лё­та­ми Б. Г. Чух­нов­ско­го. Вы­со­кую эф­фек­тив­ность при­ме­не­ния П. а. про­де­мон­ст­ри­ро­ва­ла возд. спа­сат. экс­пе­ди­ция по эва­куа­ции пас­са­жи­ров и эки­па­жа па­ро­хо­да «Че­лю­скин» в 1934.

В 1937 арк­тич. возд. экс­пе­ди­ция по ор­га­ни­за­ции ра­бо­ты дрей­фую­щей стан­ции «СП-1» («Сев. по­люс-1») во гла­ве с И. Д. Па­па­ни­ным яви­лась на­ча­лом пла­но­мер­но­го ис­сле­до­ва­ния Центр. Арк­ти­ки с по­мо­щью авиа­ции.

В 1941 эки­паж са­мо­лё­та «СССР-Н-169», воз­глав­ляе­мый И. И. Че­ре­вич­ным, дос­та­вил груп­пу по­ляр­ни­ков-ис­сле­до­ва­те­лей в рай­он по­лю­са, по­ло­жив на­ча­ло арк­тич. ис­сле­до­ва­ни­ям с по­мо­щью «ле­таю­щих ла­бо­ра­то­рий». В го­ды Вел. Отеч. вой­ны лич­ный со­став П. а. при­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в бое­вых опе­ра­ци­ях и вы­пол­не­нии спец. за­дач, имев­ших важ­ное обо­рон­ное зна­че­ние (в т. ч. обес­пе­че­ние ле­до­вой раз­вед­ки Сев. мор. пу­ти, дос­тав­ка гру­зов в Арк­ти­ку, ос­вое­ние возд. трас­сы Крас­но­ярск – Аля­ска).

В 1954 в Арк­ти­ке впер­вые ис­поль­зо­ва­ны вер­то­лё­ты (Ми-4); с 1956 сис­те­ма­ти­че­ски про­во­ди­лась ле­до­вая раз­вед­ка с по­мо­щью ба­зи­рую­щих­ся на ле­до­ко­лах вер­то­лё­тов (Ка-15, Ми-4, Ми-2) и са­молё­тов бе­ре­го­во­го ба­зи­ро­ва­ния (Ли-2, Ил-14, ос­на­щён­ных бор­то­вы­ми ло­ка­то­ра­ми, а с 1968 – Ан-24). В 1959 с ис­поль­зо­ва­ни­ем П. а. впер­вые в ми­ро­вой прак­ти­ке в Арк­тич. бас­сей­не бы­ли ус­та­нов­ле­ны дрей­фую­щие ав­то­ма­тич. ра­дио­ме­тео­ро­ло­гич. стан­ции, ко­то­рые в по­сле­дую­щие го­ды сис­те­ма­ти­че­ски об­нов­ля­лись. В кон. 1950-х – нач. 1960-х гг. на дрей­фую­щие арк­тич. льды ста­ли со­вер­шать по­сад­ки са­мо­лё­ты Ан-12; в 1977 на стан­цию «СП-22» со­вер­шил по­сад­ку са­мо­лёт Ил-18.

В со­став пер­вой сов. ан­тарк­тич. экс­пе­ди­ции 1955 вхо­дил авиа­от­ряд под ко­манд. И. И. Че­ре­вич­но­го, рас­по­ла­гав­ший спе­ци­аль­но обо­ру­до­ван­ны­ми са­мо­лё­та­ми Ан-2, Ли-2, Ил-12, вер­то­лё­та­ми Ми-4. С це­лью ус­та­нов­ле­ния возд. свя­зи с сов. н.-и. ан­тарк­тич. стан­ция­ми в дек. 1961 осу­ще­ст­в­лён пе­ре­лёт про­тя­жён­но­стью ок. 26 тыс. км Мо­ск­ва – Ан­тарк­ти­да са­мо­лё­тов Ил-18 и Ан-12 под ко­манд. А. С. По­ля­ко­ва и Б. С. Оси­по­ва. С нач. 1980-х гг. по­лё­ты в Ан­тарк­ти­ду на спе­ци­аль­но обо­ру­до­ван­ных тя­жё­лых транс­порт­ных са­мо­лё­тах Ил-18Д, а за­тем Ил-76ТД с по­сад­кой на ле­до­вых аэ­ро­дро­мах ста­но­вят­ся ре­гу­ляр­ны­ми.

В кон. 1980-х гг. в опыт­ную экс­плуа­та­цию по­сту­пи­ли са­мо­лё­ты с га­зо­тур­бин­ны­ми дви­га­те­ля­ми Ан-28, Ан-74 и вер­то­лё­ты Ка-32С в ва­ри­ан­те ле­до­во­го раз­вед­чи­ка.

С рас­па­дом СССР (1991) в П. а. ос­та­лись ча­сти быв. объе­ди­нён­ных сев. от­ря­дов с не­сколь­ки­ми са­мо­лё­та­ми и вер­то­лё­та­ми, прак­ти­чес­ки вы­ра­бо­тав­ши­ми ре­сурс. С це­лью воз­рож­де­ния П. а. в 2014 в Мо­ск­ве со­сто­ял­ся пер­вый меж­ду­нар. ин­ве­сти­ци­он­ный Арк­тич. сам­мит, на кото­ром бы­ли на­ме­че­ны пу­ти об­нов­ле­ния пар­ка ма­лой авиа­ции, вер­то­лё­тов и ре­гио­наль­ных са­мо­лё­тов, соз­да­ния аль­тер­на­тив­ных ви­дов возд. су­дов вне­аэро­дром­но­го ба­зи­ро­ва­ния (бес­пи­лот­ных ле­та­тель­ных ап­па­ра­тов, эк­ра­но­пла­нов, аэ­ро­са­ней и др.), строи­тель­ст­ва ле­до­вых аэро­дро­мов на дрей­фую­щих льдах Сев. Ле­до­ви­то­го океа­на и др.

Вернуться к началу