Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШЛЮЗ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 60-61

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Архив БРЭ Схема судоходного шлюза (продольный разрез и план): 1 – верхний бьеф; 2 – верхние ворота; 3 – стенки камеры; 4 – нижние ворота; 5 – нижний бьеф; 6 и 7 – пороги воро...

ШЛЮЗ су­до­ход­ный, гид­ро­тех­нич. со­ору­же­ние на су­до­ход­ных вод­ных пу­тях (ре­ках, ка­на­лах) для пе­ре­во­да су­дов из од­но­го вод­но­го бас­сей­на (бье­фа) в дру­гой с разл. уров­ня­ми во­ды в них. Ш. пред­став­ля­ет со­бой ка­ме­ру, ог­ра­ж­дён­ную про­доль­ны­ми стен­ка­ми и мас­сив­ны­ми во­ро­та­ми (за­тво­ра­ми). Для подъ­ё­ма суд­на из ниж­не­го бье­фа в верх­ний (рис.) от­кры­ва­ют­ся ниж­ние во­ро­та, и суд­но вхо­дит в ка­ме­ру, ко­то­рая по­сле за­кры­тия ниж­них во­рот на­пол­ня­ет­ся во­дой (че­рез во­до­про­вод­ные га­ле­реи) до уров­ня верх­не­го бье­фа; по ме­ре по­вы­ше­ния уров­ня во­ды в ка­ме­ре суд­но под­ни­ма­ет­ся и за­тем, ко­гда уро­вень во­ды в ка­ме­ре срав­ня­ет­ся с уров­нем верх­не­го бье­фа, вы­хо­дит че­рез верх­ние во­ро­та. При опус­ка­нии суд­на из верх­не­го бье­фа в ниж­ний уро­вень во­ды в Ш. по­ни­жа­ет­ся до уров­ня ниж­не­го бье­фа, и суд­но вы­хо­дит че­рез ниж­ние во­ро­та.

Раз­ли­ча­ют Ш. мор­ские (для мор. су­до­ход­ст­ва; стро­ят­ся на вхо­дах за­кры­тых мор. ка­на­лов или ак­ва­то­рий пор­тов с боль­ши­ми ам­пли­ту­да­ми при­лив­но-от­лив­ных ко­ле­ба­ний уров­ня во­ды) и реч­ные, или ка­наль­ные (для внутр. су­доход­ст­ва). По чис­лу по­сле­до­ва­тель­но рас­по­ло­жен­ных ка­мер (за­ви­ся­ще­му от ве­ли­чи­ны па­де­ния уров­ня ре­ки, ка­на­ла и рель­е­фа ме­ст­но­сти) Ш. де­лят­ся на од­но­ка­мер­ные и мно­го­ка­мер­ные (мно­го­сту­пен­ча­тые).

Пер­вые ка­мер­ные Ш. по­ст­рое­ны в Ита­лии в сер. 15 в. Совр. круп­ные Ш. име­ют, как пра­ви­ло, ши­ри­ну до 50–60 м, дли­ну до не­сколь­ких со­тен мет­ров и глу­би­ну на по­ро­ге (наи­бо­лее вы­сту­паю­щая часть по­верх­но­сти дни­ща) до 15–17 м. Са­мый боль­шой в ми­ре Ш. Кил­д­рехт (ши­ри­на 68 м, дли­на 500 м и глу­би­на 17,8 м) рас­по­ло­жен в пор­ту Ан­твер­пе­на (от­крыт в 2016).

Ш. на­зы­ва­ют так­же под­виж­ные во­ро­та, уст­раи­вае­мые в пло­ти­нах, слу­жа­щие для удер­жа­ния или не­об­хо­ди­мо­го про­пус­ка во­ды.

Вернуться к началу