Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭЛЕКТРОМОБИ́ЛЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 317

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЭЛЕКТРОМОБИ́ЛЬ, ав­то­мо­биль, в ко­то­ром для при­во­да хо­до­вых ко­лёс ис­поль­зу­ет­ся один или неск. элек­тро­дви­га­те­лей, по­лу­чаю­щих пи­та­ние от ис­точ­ни­ка то­ка, ус­та­нов­лен­но­го на этом же ав­то­мо­би­ле. В Э. в ка­че­ст­ве ис­точ­ни­ка пи­та­ния мо­гут вы­сту­пать ак­ку­му­ля­то­ры, то­п­лив­ные эле­мен­ты, су­пер­кон­ден­са­то­ры (не тре­бую­щие дли­тель­но­го вре­ме­ни за­ряд­ки, в от­ли­чие от ак­ку­му­ля­то­ров) ли­бо бен­зи­но­вый или ди­зель­ный дви­га­тель, ис­поль­зуе­мый для при­во­да элек­тро­дви­га­те­ля (т. н. гиб­рид­ная схе­ма). В Э. при­ме­ня­ют­ся т. н. ме­ха­трон­ные уз­лы (см. Ме­ха­тро­ни­ка), в со­став ко­то­рых вхо­дят то­п­лив­ные эле­мен­ты, вы­ра­ба­ты­ваю­щие элек­тро­энер­гию для пи­та­ния элек­тро­дви­га­те­лей, ус­та­нов­лен­ных на ко­лё­сах и управ­ляе­мых элек­трон­ны­ми при­бо­ра­ми.

Пер­вый в мире Э. в ви­де те­леж­ки с элек­тро­мо­то­ром, спо­соб­ный во­зить лю­дей, соз­дал в 1841 Т. Да­вен­порт (США) – рань­ше, чем дви­га­тель внутр. сго­ра­ния. В 1899 в С.-Пе­тер­бур­ге рус. дво­ря­нин и ин­же­нер-изо­бре­та­тель И. Ро­ма­нов со­здал пер­вый отеч. элек­трич. ом­ни­бус на 17 пас­са­жи­ров. В нач. 21 в. Э. вновь ста­ли на­би­рать по­пу­ляр­ность. В 2008 амер. ав­то­мо­биль­ная ком­па­ния «Tesla Motors» из Си­ли­ко­но­вой до­ли­ны на­ча­ла вы­пуск спор­тив­но­го элек­тро­мо­би­ля «Tesla Roadster», не ус­ту­пав­ше­го по хо­до­вым ка­че­ст­вам (ди­на­ми­ка раз­го­на и макс. ско­рость) обыч­ным ав­то­мо­би­лям. 22–23.5.2010 пе­ре­делан­ный в Э. «Daihatsu Mira EV» про­ехал 1003,184 км на од­ной за­ря­дке ак­ку­му­ля­то­ра. 24.8.2010 Э. «Venturi Jamais Contente» с ли­тий-ион­ны­ми ак­ку­му­ля­то­ра­ми на со­лё­ном озе­ре в шта­те Юта ус­та­но­вил ре­корд ско­ро­сти 495 км/ч на дис­тан­ции в 1 км. Во вре­мя за­ез­да Э. раз­ви­вал макс. ско­рость 515 км/ч. В 2009 в С.-Пе­терб. гос. по­ли­тех­нич. ун-те скон­ст­руи­ро­ван пер­вый в Рос­сии Э., ра­бо­таю­щий на сол­неч­ных ак­ку­му­ля­то­рах (ско­рость 40 км/ч, за­пас хо­да на од­ной за­ряд­ке ак­ку­му­ля­тор­ной ба­та­реи – 60 км, мощ­ность элек­тро­дви­га­те­ля 3 кВт). В 2012 в се­рию за­пу­щен Э. «EL Lada», по­лу­чил прак­тич. при­ме­не­ние в Ки­сло­вод­ске в ка­че­ст­ве лег­ко­во­го так­си (пер­вый про­ект в Рос­сии по ис­поль­зо­ва­нию Э. в пас­са­жир­ских пе­ре­воз­ках). В 2015 за­пу­щен проект рос. се­рий­но­го ав­то­мо­би­ля SONA RR 100; вы­ход пи­лот­но­го об­раз­ца ожи­да­ет­ся в 2018.

Вернуться к началу