Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭЛЕКТРОВО́З

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 306

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. М. Иньков

ЭЛЕКТРОВО́З, ло­ко­мо­тив, при­во­ди­мый в дви­же­ние тя­го­вы­ми элек­тро­дви­га­те­ля­ми, по­лу­чаю­щи­ми энер­гию от кон­такт­ной се­ти ли­бо от собств. ак­ку­му­ля­тор­ной ба­та­реи. В со­от­вет­ст­вии с су­ще­ст­вую­щи­ми сис­те­ма­ми элек­трич. тя­ги Э. клас­си­фи­ци­ру­ют: по ро­ду то­ка в кон­такт­ной се­ти (по­сто­ян­но­го, пе­ре­мен­но­го то­ка, двух­сис­тем­ные, или двой­но­го пи­та­ния, и др.); по ти­пу тор­мо­же­ния (с ме­ха­нич. и элек­трич. тор­мо­же­ни­ем); по ти­пу пе­ре­да­чи мо­мен­та от ва­ла элек­тро­дви­га­те­ля к ко­лёс­ным па­рам (с ин­ди­ви­ду­аль­ным и груп­по­вым тя­го­вым элек­тро­при­во­дом); по чис­лу сек­ций (двух- и трёх­сек­ци­он­ные).

Э. со­сто­ит из ме­ха­нич. час­ти, элек­трич. и пнев­ма­тич. обо­ру­до­ва­ния. К ме­ха­нич. час­ти Э. от­но­сят­ся ку­зов (как пра­ви­ло, цель­но­ме­тал­ли­че­ский), ра­мы те­ле­жек, ко­лёс­ные па­ры, тя­го­вый при­вод, рес­сор­ные под­вес­ки, тор­моз­ное обо­ру­до­ва­ние. На ме­ха­нич. часть ока­зы­ва­ет влия­ние рель­со­вый путь, дей­ст­ву­ют на­груз­ки от раз­ме­щён­но­го на Э. обо­ру­до­ва­ния, пе­ре­да­ют­ся тя­го­вые и тор­моз­ные уси­лия, влия­ют ме­ха­нич. си­лы, воз­ни­каю­щие при дви­же­нии. В со­став элек­тро­обо­ру­до­ва­ния, кро­ме тя­го­вых элек­тро­дви­га­те­лей, вхо­дят вспо­мо­гат. элек­трич. ма­ши­ны, транс­фор­ма­то­ры, ста­тич. пре­об­ра­зо­ва­те­ли элек­трич. энер­гии, ап­па­ра­ту­ра для управ­ле­ния дви­га­те­ля­ми, за­щи­ты элек­трич. це­пей, уст­рой­ст­ва то­ко­съё­ма и др. К пнев­ма­тич. обо­ру­до­ва­нию Э. от­но­сят гл. и вспо­мо­гат. ком­прес­со­ры, ре­зер­вуа­ры сжа­то­го воз­ду­ха, кра­ны ма­ши­ни­ста и т. п. Осо­бен­но­сти кон­ст­рук­ции Э. оп­ре­де­ля­ют­ся его но­ми­наль­ной мощ­но­стью и мак­си­маль­ной ско­ро­стью. Э. дол­жен обес­пе­чи­вать без­о­пас­ность дви­же­ния при мак­си­маль­но до­пус­ти­мых ско­ро­стях с под­виж­ным со­ста­вом ус­та­нов­лен­но­го ве­са.

Идея ис­поль­зо­ва­ния элек­трич. энер­гии для тя­ги рель­со­во­го транс­пор­та прак­ти­че­ски осу­ще­ст­в­ле­на Ф. А. Пи­роц­ким, ко­то­рый в 1876 ус­та­но­вил элек­тро­дви­га­тель на пас­са­жир­ском ва­го­не. Пер­вый опыт­ный Э. по­стро­ен в Гер­ма­нии В. Си­мен­сом в 1879; на­ча­ло мас­со­вой экс­плуа­та­ции Э. от­но­сит­ся к 1932–34.

Лит.: Ка­ли­нин В. К. Элек­тро­во­зы и элек­тро­по­ез­да. М., 1991.

Вернуться к началу