Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭКСКАВА́ТОР

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 279

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЭКСКАВА́ТОР (англ. excavator, от лат. excavo – вы­далб­ли­вать, вы­ка­пы­вать), са­мо­ход­ная (на ав­то­мо­биль­ном, гу­се­неч­ном, ж.-д. хо­ду) зем­ле­рой­ная ма­ши­на, пред­на­зна­чен­ная для раз­ра­бот­ки мяг­ких гор­ных по­род (грун­та) в мас­си­ве или скаль­ных в раз­дроб­лен­ном со­стоя­нии, а так­же для по­груз­ки их в транс­порт­ные сред­ст­ва или ук­лад­ки в от­вал. При­ме­ня­ют­ся для до­бы­чи по­лез­ных ис­ко­пае­мых при от­кры­том спо­со­бе раз­ра­бот­ки ме­сто­ро­ж­де­ний, при строи­тель­ст­ве гид­ро­тех­нич. со­ору­же­ний, ав­то­мо­биль­ных и же­лез­ных до­рог, ры­тье кот­ло­ва­нов и др. Ра­бо­чим ор­га­ном Э. слу­жит ковш. Раз­ли­ча­ют од­но- и мно­го­ков­шо­вые экс­ка­ва­то­ры.

Од­но­ков­шо­вый Э. – ма­ши­на цик­лич­но­го дей­ст­вия, у ко­то­рой осн. ра­бо­чее обо­ру­до­ва­ние – пря­мая ло­па­та (ковш, ук­ре­п­лён­ный на ру­ко­яти, про­из­во­дит ко­па­ние в на­прав­ле­нии от Э. и вверх; обес­пе­чи­ва­ет раз­ра­бот­ку грун­та вы­ше уров­ня ус­та­нов­ки Э.), об­рат­ная ло­па­та (ковш об­ра­щён к Э. и ко­па­ет в его на­прав­ле­нии), драг­лайн (ра­бо­чий ор­ган Э., имею­щий гиб­кую ка­нат­ную связь стре­лы и ков­ша). Од­но­ков­шо­вые Э. под­раз­де­ля­ют на уни­вер­саль­ные (гл. обр. для стро­ит. и зем­ле­рой­ных ра­бот), карь­ер­ные, вскрыш­ные, тор­фя­ные, под­зем­ные, пла­ву­чие (напр., дра­га), ша­гаю­щие и др. В за­ви­си­мо­сти от тех­но­ло­гич. не­об­хо­ди­мо­сти на од­но­ков­шо­вый Э. ус­та­нав­ли­ва­ют разл. смен­ное обо­ру­до­ва­ние – кра­но­вое, свае­бой­ное, рых­ли­тель­ное и др., при сме­не ко­то­ро­го их при­ме­ня­ют как подъ­ём­ные кра­ны, по­груз­чи­ки, рых­ли­те­ли, коп­ры, трам­бов­щи­ки, стру­ги и др.

Мно­го­ков­шо­вый Э. – ма­ши­на не­пре­рыв­но­го дей­ст­вия, у ко­то­рой ков­ши ук­ре­п­ле­ны на замк­ну­той це­пи (т. н. цеп­ной Э.) или на ко­ле­се (ро­тор­ный Э.); раз­ра­ба­ты­ва­ют мас­сив как вы­ше, так и ни­же уров­ня стоя­ния. Наи­бо­лее эф­фек­тив­ны на од­но­тип­ных ра­бо­тах боль­шо­го объ­ё­ма, со­сре­до­то­чен­ных в од­ном мес­те или на уча­ст­ках боль­шой про­тя­жён­но­сти, напр., аб­зет­це­ры, ис­поль­зуе­мые при вы­ем­ке вскрыш­ных по­род в ка­рье­рах. Мно­го­ков­шо­вые Э. при­ме­ня­ют так­же в ка­че­ст­ве по­гру­зоч­но-раз­гру­зоч­ных ма­шин на скла­дах сы­пу­чих ма­те­риа­лов, пе­ре­ва­лоч­ных ба­зах и др.

Идея соз­да­ния зем­ле­рой­ных ма­шин при­над­ле­жит Ле­о­нар­до да Вин­чи, ко­торый в нач. 16 в. пред­ло­жил схе­мы Э.-драг­лай­нов. Пер­вая в Рос­сии па­ро­вая зем­ле­чер­пал­ка бы­ла по­строе­на на Ижор­ском за­во­де под рук. А. А. Бе­тан­ку­ра (1810). Од­но­ков­шо­вый не­пол­но­по­во­рот­ный Э. на рель­со­вом хо­ду за­па­тен­то­ван У. С. Оти­сом (США, 1839); пер­вые элек­трич. Э. поя­ви­лись в 1910, пол­но­по­во­рот­ные Э. на гу­се­нич­ном хо­ду с дви­га­те­ля­ми внутр. сго­ра­ния в 1912, с ди­зе­лем – в 1916, пер­вые пол­но­по­во­рот­ные Э. ср. мощ­но­сти с боль­ши­ми ра­бо­чи­ми раз­ме­ра­ми на рель­со­вом хо­ду для от­кры­тых гор­ных ра­бот – в 1920-е гг.

Лит. см. при ст. До­рож­но-строи­тель­ные ма­ши­ны.

Вернуться к началу