Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭКРАНОПЛА́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 276

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ю. Куприков

ЭКРАНОПЛА́Н (франц.écran – эк­ран, щит и planer – па­рить), транспортное сред­ст­во, ко­то­рое для по­лё­та на ма­лой (до не­сколь­ких мет­ров) вы­со­те от по­верх­но­сти во­ды, зем­ли, сне­га или льда ис­поль­зу­ет эф­фект бли­зо­сти по­верх­но­сти и под­дер­жи­ва­ет­ся в воз­ду­хе аэ­ро­ди­на­мич. подъ­ём­ной си­лой (см. Аэ­ро­ди­на­ми­че­ские си­ла и мо­мент), ге­не­ри­руе­мой на возд. кры­ле (крыль­ях), кор­пу­се или их час­тях, ко­то­рые пред­на­зна­че­ны для об­ра­зо­ва­ния «эк­ран­но­го эф­фек­та». По клас­си­фи­ка­ции Ме­ж­ду­нар. мор. ор­га­ни­за­ции (ИМО; In­ternational Maritime Or­ga­ni­zation, IMO) и Ме­ж­ду­на­род­ной ор­га­ни­за­ции гра­ж­дан­ской авиа­ции (ИКАО) Э. рас­смат­ри­ва­ет­ся как суд­но, спо­соб­ное ле­тать (а не как са­мо­лёт, ко­то­рый мо­жет пла­вать).

Э. про­ек­ти­ру­ют с низ­ко­рас­по­ло­жен­ным кры­лом [пря­мым пря­мо­уголь­ным, как у Э. конструкции Р. Е. Алек­сее­ва (CCCР), тре­уголь­ным кры­лом об­рат­ной стре­ло­вид­но­сти, как у Э. – А. М. Лип­пи­ша (Гер­мания, США)] ма­ло­го уд­ли­не­ния (при рав­ных мас­се и ско­ро­сти пло­щадь кры­ла Э. в 1,5–2 раза мень­ше, чем у са­мо­лё­та, за счёт от­ра­жён­но­го от эк­ра­на по­то­ка) и с вы­со­ко под­ня­тым раз­ви­тым го­ри­зон­таль­ным опе­ре­ни­ем, т. к. при при­бли­же­нии Э. к эк­ра­ну центр дав­ле­ния сме­ща­ет­ся на­зад, что су­ще­ст­вен­но ска­зы­ва­ет­ся на ба­лан­си­ров­ке ле­та­тель­но­го ап­па­ра­та. Для об­лег­че­ния взлё­та дви­га­те­ли ино­гда рас­по­ла­га­ют пе­ред кры­лом, осу­ще­ст­в­ляя под­дув под кры­ло, что соз­да­ёт ди­на­мич. возд. по­душ­ку и спо­соб­ст­ву­ет обес­пе­че­нию вы­со­ты по­лё­та рав­ной по­ло­ви­не ти­по­раз­ме­ра (ср. аэ­ро­ди­на­мич. хор­да кры­ла, хор­да кор­пу­са и др.).

Э. мож­но экс­плуа­ти­ро­вать на са­мых разл. мар­шру­тах, в т. ч. и тех, ко­то­рые не­дос­туп­ны для обыч­ных су­дов. На­ря­ду с бо­лее вы­со­ки­ми гид­ро­аэ­ро­ди­на­мич. ка­че­ст­вом и мо­ре­ход­но­стью, чем у др. ско­ро­ст­ных су­дов, Э. прак­ти­че­ски все­гда об­ла­да­ют ам­фи­бий­ны­ми свой­ст­ва­ми (см. Ам­фи­бия), спо­соб­ны пе­ре­дви­гать­ся над твёр­дой по­верх­но­стью и ба­зи­ро­вать­ся на ней. Т. о., Э. объ­е­ди­ня­ет в се­бе луч­шие ка­че­ст­ва суд­на и са­мо­лё­та. У Э.-ам­фи­бий боль­шие пер­спек­ти­вы в об­лас­ти спа­се­ния лю­дей, по­тер­пев­ших бед­ст­вие на мо­ре. Э., спо­соб­ные на дли­тель­ное вре­мя от­ры­вать­ся от эк­ра­на и пе­ре­хо­дить в «са­мо­лёт­ный» ре­жим по­лё­та, на­зы­ва­ют­ся эк­ра­но­лё­та­ми.

Пер­вые Э. по­строе­ны в 1935 В. И. Лев­ко­вым (СССР) и Т. Ка­рио (Фин­лян­дия). Ус­пеш­ные про­ек­ты 2-й пол. 20 в. Р. Е. Алек­сее­ва («Лунь», «Ор­лё­нок», КМ) и Р. Л. Бар­ти­ни (14М1П) по­ка­за­ли ус­пеш­ность кон­цеп­ции ис­поль­зо­ва­ния эк­ран­но­го эф­фек­та. В нач. 1980-х гг. в Мо­ск­ве Л. Н. Щу­кин (1932–2001) изо­брёл ЭКИП (назв. – от эко­ло­гия и про­гресс) – без­аэро­дром­ный (вме­сто шас­си при­ме­ня­лась возд. по­душ­ка) ле­та­тель­ный ап­па­рат, по­ст­ро­ен­ный по схе­ме ле­таю­щее кры­ло (см. в ст. Опе­ре­ние лета­тель­но­го ап­па­ра­та) с ди­ско­вид­ным фю­зе­ля­жем. В нач. 21 в. в РФ раз­ра­баты­ва­ют­ся гру­зо­пас­са­жир­ский са­мо­лёт-ам­фи­бия Бе-2500 (пре­ду­смат­ри­ва­ет воз­мож­ность вы­пол­не­ния по­лё­тов гид­ро­са­мо­лё­та как в эк­ран­ном, над вод­ной по­верх­но­стью, так и в вы­сот­ном режи­мах), Э. Ори­он-20 во­до­из­ме­ще­ни­ем до 10 т и пас­са­жи­ро­вме­сти­мо­стью 21 чел., эк­ра­но­план А-050 и др.

Вернуться к началу