Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФОТОГРА́ФИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 509-510

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ФОТОГРА́ФИЯ (от фо­то… и …гра­фия), тео­рия, ме­то­ды и сред­ст­ва по­лу­че­ния со­хра­няю­щих­ся во вре­ме­ни ви­ди­мых изо­бра­же­ний объ­ек­тов на све­то­чув­ст­вит. ма­те­риа­лах (напр., фо­то­плён­ках, фо­то­мат­ри­цах) с по­мо­щью све­то­вых лу­чей, ис­пус­кае­мых или от­ра­жае­мых объ­ек­том фо­то­гра­фи­ро­ва­ния, а так­же спо­со­бы ре­ги­ст­ра­ции оп­тич., рент­ге­нов­ско­го и др. из­лу­че­ний; в уз­ком смыс­ле – отд. фо­тосни­мок. Раз­ли­ча­ют Ф. ана­ло­го­вую и циф­ро­вую, чёр­но-бе­лую (мо­но­хром­ную) и цвет­ную. По ха­рак­те­ру съём­ки Ф. под­раз­де­ля­ют на ху­до­же­ст­вен­ную, жан­ро­вую, ре­пор­таж­ную, на­уч­ную и т. д., по ха­рак­те­ру про­стран­ст­вен­но­го вос­при­ятия фо­то­изо­бра­же­ния – на пло­ско­ст­ную (обыч­ную) и объ­ём­ную (спек­тро­ско­пи­че­скую). Осо­бый спо­соб по­лу­че­ния объ­ём­ных изо­бра­же­ний с ис­поль­зо­ва­ни­ем све­то­чув­ст­вит. ма­те­риа­лов – го­ло­гра­фия.

В за­ви­си­мо­сти от хи­мич. со­ста­ва све­то­чув­ст­вит. сло­ёв (СЧС) фо­то­гра­фи­ческих ма­те­риа­лов раз­ли­ча­ют фо­то­гра­фич. про­цес­сы на се­реб­ря­ных (точ­нее, га­ло­ге­но­се­реб­ря­ных) сло­ях и про­цес­сы на не­се­реб­ря­ных сло­ях (т. н. бес­се­реб­ря­ная Ф.). Мно­гие проф. фо­то­гра­фы от­да­ют пред­поч­те­ние чёр­но-бе­лым и цвет­ным жан­ро­вым, пей­заж­ным и порт­рет­ным сним­кам на фо­то­бу­ма­ге или фо­то­плён­ке с га­ло­ге­но­се­реб­ря­ны­ми (AgHal) све­то­чув­ст­вит. слоя­ми. Воз­мож­ны два спо­со­ба по­лу­че­ния фо­то­изо­бра­же­ний – не­га­тив­но-по­зи­тив­ный и пря­мой по­зи­тив­ный. Пер­вый спо­соб вклю­ча­ет фо­то­съём­ку, хи­ми­ко-фо­то­гра­фич. об­ра­бот­ку ма­те­риа­лов и фо­то­пе­чать. Фо­то­съём­ка осу­ще­ст­в­ля­ет­ся фо­то­гра­фи­че­ским ап­па­ра­том, в ко­то­ром све­то­вое изо­бра­же­ние объ­ек­та съём­ки фор­ми­ру­ет­ся объ­ек­ти­вом и про­еци­ру­ет­ся на СЧС не­га­тив­но­го фо­то­ма­те­риа­ла (фо­то­плён­ки или фо­то­пла­стин­ки) в те­че­ние оп­ре­де­лён­но­го про­ме­жут­ка вре­ме­ни, на­зы­вае­мо­го вы­держ­кой; под дей­ст­ви­ем све­та (см. Экс­по­ни­ро­ва­ние) в СЧС воз­ни­ка­ет не­ви­ди­мое (скры­тое) изо­бра­же­ние объ­ек­та съём­ки. При хи­ми­ко-фо­то­гра­фич. об­ра­бот­ке от­сня­той фо­то­плён­ки (фо­то­пла­стин­ки) СЧС под­вер­га­ет­ся воз­дей­ст­вию хи­ми­че­ски-ак­тив­ных ве­ществ, в ре­зуль­та­те скры­тое фо­то­изо­бра­же­ние пре­об­ра­зу­ет­ся в ви­ди­мое – чёр­но-бе­лое или цвет­ное не­га­тив­ное (не­га­тив) ли­бо по­зи­тив­ное (по­зи­тив) изо­бра­же­ние, ус­той­чи­вое к воз­дей­ст­вию све­та (см. Об­ра­бот­ка ки­но­фо­то­ма­те­риа­лов). При фо­то­пе­ча­ти изо­бра­же­ние не­га­ти­ва пе­ре­но­сит­ся (как пра­ви­ло, с уве­ли­че­ни­ем) на фо­то­бу­ма­гу, на ко­то­рой по­сле со­от­вет­ст­вую­щей об­ра­бот­ки по­лу­ча­ет­ся фо­то­сни­мок. Спо­соб реа­ли­зу­ем в до­маш­них ус­ло­ви­ях, по­зво­ля­ет ти­ра­жи­ро­вать с од­но­го не­га­ти­ва прак­ти­че­ски не­ог­ра­ни­чен­ное чис­ло фо­то­сним­ков; ошиб­ки, до­пу­щен­ные при съём­ке, мо­гут быть час­тич­но ис­прав­ле­ны при пе­ча­та­нии и в про­цес­се об­ра­бот­ки фо­то­бу­ма­ги. Не­га­тив­но-по­зи­тив­ный спо­соб – прак­ти­че­ски ро­вес­ник Ф., но до сих пор ос­та­ёт­ся по­пу­ляр­ным как у проф. фо­то­гра­фов, так и у фо­то­лю­би­те­лей. Пря­мой по­зи­тив­ный спо­соб вклю­ча­ет толь­ко фо­то­съём­ку и об­ра­бот­ку экс­по­ни­ров. фо­то­ма­те­риа­ла (без фо­то­пе­ча­ти); при этом по­зи­тив­ное изо­бра­же­ние об­ра­зу­ет­ся вслед­ст­вие об­ра­ще­ния фо­то­изо­бра­же­ния на том же ма­те­риа­ле, на ко­то­рый про­из­во­дит­ся фо­то­съём­ка.

Ос­но­во­по­лож­ни­ка­ми Ф. при­ня­то счи­тать Ж. Н. Ньеп­са, Л. Ж. Да­ге­ра и У. Г. Ф. Тол­бо­та; да­той изо­бре­те­ния – 7.1.1839, ко­гда на за­се­да­нии Па­риж­ской АН Д. Ф. Ара­го впер­вые сде­лал со­об­ще­ние о раз­ра­бо­тан­ном Да­ге­ром совм. с Ньеп­сом прак­тич. спо­со­бе по­лу­че­ния изо­бра­же­ний, на­зван­ном впо­след­ст­вии да­ге­ро­ти­пи­ей. Важ­ней­шие эта­пы раз­ви­тия Ф.: изо­бре­те­ние не­га­тив­но-по­зи­тив­но­го про­цес­са (ка­ло­ти­пии) – Тол­бот (1841, Ве­ли­ко­бри­та­ния); по­лу­че­ние фо­то­гра­фич. изо­бра­же­ния на пла­стин­ках с кол­ло­ди­он­ной эмуль­си­ей (т. н. мок­ро­кол­ло­ди­он­ный про­цесс) – Ф. С. Ар­чер (1851, Ве­ли­ко­бри­та­ния); соз­да­ние пла­сти­нок с су­хим бро­мо­се­реб­ря­ным же­ла­ти­но­вым сло­ем – Р. Мэд­докс (1871, Ве­ли­ко­бри­та­ния); от­кры­тие оп­тич. сен­си­би­ли­за­ции – Г. Фо­гель (1873, Гер­ма­ния); изо­бре­те­ние фо­то­плён­ки на гиб­кой нит­ро­цел­лю­лоз­ной под­лож­ке – Г. Гуд­вин (1887, США); раз­ра­бот­ка сис­те­мы Ф. с ис­поль­зо­ва­ни­ем фо­то­плён­ки – Дж. Ист­мен (1888, США); по­лу­че­ние цвет­но­го изо­бра­же­ния – Л. Дю­ко дю Орон (1868–69, Фран­ция); раз­ра­бот­ка про­цес­са об­ра­ще­ния изо­бра­же­ния – Л. Ман­нес и Л. Го­дов­ский-млад­ший (1935, США); изо­бре­те­ние диф­фу­зи­он­но­го фо­то­гра­фи­че­ско­го про­цес­са – Э. Лэнд (1947, США); раз­ра­бот­ка «су­хо­го» про­цес­са про­яв­ле­ния для цвет­ной Ф. – фир­ма «По­ла­ро­ид» («Pola­roid», 1971, США).

Пер­во­на­чаль­но Ф. ис­поль­зо­ва­лась как спо­соб по­лу­че­ния на­тур­ных изо­бра­же­ний, и пер­вы­ми фо­то­гра­фа­ми бы­ли пре­им. ху­дож­ни­ки. Точ­ность и объ­ек­тив­ность фо­то­изо­бра­же­ния сде­ла­ли Ф. од­ним из наи­бо­лее эф­фек­тив­ных спо­со­бов ото­бра­же­ния дей­ст­ви­тель­но­сти, сред­ст­вом по­зна­ния ок­ру­жаю­ще­го ми­ра. В кон. 19 в. к Ф. об­ра­ща­лись пу­те­ше­ст­вен­ни­ки, на­ту­ра­ли­сты, эт­но­гра­фы; в 20 в. Ф. ста­ла од­ним из важ­ней­ших средств до­ку­мен­ти­ро­ва­ния и со­хра­не­ния ин­фор­ма­ции, со­ста­ви­ла ос­но­ву ки­не­ма­то­гра­фии, во­шла в чис­ло осн. тех­нич. средств по­ли­гра­фии и т. д. По ме­ре рас­ши­ре­ния ме­то­дов и сфе­ры при­ме­не­ния Ф. в 1950-х гг. ста­ло оче­вид­ным, что в ря­де об­лас­тей нау­ки и тех­ни­ки (напр., в мик­ро­филь­ми­ро­ва­нии, го­ло­гра­фии, фо­то­ли­то­гра­фии) осо­бен­но­сти га­ло­ге­но­се­реб­ря­ных СЧС прин­ци­пи­аль­но ог­ра­ни­чи­ва­ют воз­мож­но­сти ис­поль­зо­ва­ния Ф. Это об­стоя­тель­ст­во обу­сло­ви­ло раз­ви­тие но­вых аль­тер­на­тив­ных спо­со­бов по­лу­че­ния фо­то­гра­фич. изо­бра­же­ний – на ос­но­ве СЧС, не со­дер­жа­щих со­еди­не­ния се­реб­ра (элек­тро­фо­то­гра­фии, диа­зо­ти­пии, тер­мо­гра­фии и др.). Важ­ным эта­пом для ре­ги­ст­ра­ции и вос­про­из­ве­де­ния изо­бра­же­ний как дви­жу­щих­ся, так и не­под­виж­ных объ­ек­тов ста­ла раз­ра­бот­ка ви­део­за­пи­си, ис­поль­зую­щей (как и Ф.) для по­лу­че­ния изо­бра­же­ния све­то­вые лу­чи, ис­пус­кае­мые или от­ра­жае­мые объ­ек­том. Соз­да­ние ви­део­ка­мер, элек­трон­ных фо­то­ап­па­ра­тов и фо­то­прин­те­ров, обес­пе­чи­ваю­щих ви­део­за­пись изо­бра­же­ний с по­сле­дую­щим вос­про­из­ве­де­ни­ем их на эк­ра­не дис­плея или в ви­де от­пе­чат­ка на бу­ма­ге, оз­на­ме­но­ва­ло по­яв­ле­ние элек­трон­ной, или циф­ро­вой, Ф. Од­на­ко, не­смот­ря на ряд пре­иму­ществ, ни ви­део­за­пись, ни др. ви­ды бес­се­реб­ря­ной Ф. не мо­гут в пол­ной ме­ре за­ме­нить тра­диц. Ф., ко­то­рая, бу­ду­чи, в сущ­но­сти, тех­нич. спо­со­бом вос­про­из­ве­де­ния изо­бра­же­ния, пре­вра­ти­лась в осо­бый вид ис­кус­ст­ва – фо­то­ис­кус­ст­во.

Лит.: Чи­би­сов К. В. Об­щая фо­то­гра­фия. М., 1984; Мит­чел Э. Фо­то­гра­фия. М., 1988; Кел­би С. Циф­ро­вая фо­то­гра­фия. 2-е изд. М., 2016. Т. 1.

Вернуться к началу