Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФУ́ЛТОН

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 650

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ФУ́ЛТОН (Fulton) Ро­берт (14.11.1765, Литл-Бри­тен, ны­не г. Фул­тон, штат Пен­силь­ва­ния – 24.2.1815, Нью-Йорк), амер. изо­бре­та­тель, соз­да­тель пер­во­го в ми­ре ко­лёс­но­го па­ро­хо­да. С 17 лет ра­бо­тал сна­ча­ла по­мощ­ни­ком юве­ли­ра, за­тем ху­дож­ни­ком и чер­тёж­ни­ком. В 1786 пе­ре­ехал в Ве­ли­ко­бри­та­нию, где учил­ся живо­пи­си у Б. Уэ­ста. За­ин­те­ре­со­вав­шись ин­же­нер­ным де­лом, Ф. уча­ст­во­вал в стро­и­тель­ст­ве ка­на­лов, шлю­зов, во­до­про­во­дов, кон­ст­руи­ро­вал разл. ма­ши­ны. С 1797 жил в Па­ри­же. В 1801 Ф. по­стро­ил и ус­пеш­но ис­пы­тал пла­ву­чую ми­ну и под­вод­ную лод­ку «Нау­ти­лус» («Nautilus»), имев­шую все осн. час­ти совр. под­вод­ной лод­ки; в том же го­ду на­чал экс­пе­ри­мен­ты с па­ро­вы­ми дви­га­те­ля­ми. В 1803 де­мон­ст­ри­ро­вал на р. Се­на пер­вое па­ро­вое суд­но (дли­ной 20 м, ши­ри­ной 2,4 м), ко­то­рое дви­га­лось со ско­ро­стью ок. 7,5 км/ч. Не по­лу­чив под­держ­ки франц. пра­ви­тель­ст­ва, Ф. в 1804 вер­нул­ся в Ве­ли­ко­бри­та­нию, а в 1806 пе­ре­ехал в США, где по­стро­ил пер­вый ко­лёс­ный па­ро­ход, на­зван­ный им «Па­ро­ход Се­вер­ной Ре­ки» (North River Steam­boat), бо­лее из­вест­ный как «Клер­монт» («Clermont»); на нём бы­ла ус­та­нов­ле­на па­ро­вая ма­ши­на мощ­но­стью 20 л. с. (14,7 кВт). В авг. 1807 «Клер­монт» со­вер­шил пер­вый рейс по р. Гуд­зон от Нью-Йор­ка до Ол­ба­ни, впо­след­ст­вии на этом уча­ст­ке бы­ло от­кры­то по­сто­ян­ное па­ро­ход­ное дви­же­ние. В даль­ней­шем Ф. спро­ек­ти­ро­вал и по­стро­ил неск. ко­лёс­ных па­ро­хо­дов, в 1814 за­ло­жил пер­вое в ми­ре во­ен. па­ро­вое суд­но «Де­мо­ло­гос» («Demologos»; или «Фул­тон I»), но не до­жил до окон­ча­ния по­строй­ки. В по­след­ние го­ды жиз­ни Ф. ра­бо­тал над про­ек­том су­до­ход­но­го ка­на­ла ме­ж­ду Ве­ли­ки­ми озё­ра­ми и га­ва­нью Нью-Йор­ка.

Вернуться к началу