ФРИКЦИО́ННЫЕ МАТЕРИА́ЛЫ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФРИКЦИО́ННЫЕ МАТЕРИА́ЛЫ (от лат. frictio – трение), материалы с высоким и стабильным коэф. трения и высокой износостойкостью. Применяются для изготовления тормозных узлов, муфт сцепления и др. устройств, в которых используется сила трения. Ф. м. характеризуются высокой фрикц. теплостойкостью (т. е. способностью сохранять коэф. трения и износоустойчивость в широком диапазоне темп-р), низкой способностью к адгезии (не должны при трении схватываться, т. е. как бы «прилипать» друг к другу), высокой теплопроводностью и теплоёмкостью, хорошей устойчивостью против теплового удара, возникающего в результате интенсивного выделения теплоты в процессе трения; к ним предъявляются также требования по коррозионной стойкости, прирабатываемости, технологичности, экономичности.
Разработаны Ф. м. для лёгких (темп-ра до 250 °C), средних (до 600 °C), тяжёлых и сверхтяжёлых (до 1000 °C) условий эксплуатации. В зависимости от конструкции тормозного или передаточного устройства Ф. м. предназначаются для эксплуатации в масле или «всухую». При эксплуатации в масле темп-ра на рабочих поверхностях не превышает 100–150 °C. В качестве Ф. м. применяют некоторые виды пластмасс, металлы и сплавы (чугун, сталь, бронза), композиц. материалы, металлокерамику и др. Один из лучших Ф. м. – ретинакс, получаемый из асбеста, молотого барита, латуни и феноло-формальдегидной смолы; работает при темп-ре на поверхности трения выше 600 °C. Композиц. Ф. м. на основе термостойких смол с применением графита и разл. волокон, гл. обр. углеродных, являются наиболее тепло- и износостойкими; их применяют для тяжёлых условий эксплуатации.