Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ША́ПОШНИК

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 694

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ША́ПОШНИК Бо­рис Льво­вич [17(30).12.1902, Пинск – 12.9.1985, Минск], сов. кон­ст­рук­тор ав­то­мо­би­лей, засл. деят. нау­ки и тех­ни­ки БССР (1962), Ге­рой Соц. Тру­да (1973). По окон­ча­нии в 1930 Моск. ме­ха­ни­ко-ма­ши­но­стро­ит. уч-ща (ны­не МГТУ) до 1941 ра­бо­тал на за­во­де АМО (с 1931 1-й гос. ав­то­мо­биль­ный за­вод им. И. В. Ста­ли­на, ЗИС) ин­же­не­ром-кон­ст­рук­то­ром, нач. кон­ст­рук­тор­ско­го от­де­ла, гл. кон­ст­рук­то­ром. В го­ды Вел. Отеч. вой­ны Ш. воз­глав­лял (с 1941) КБ Уль­я­нов­ско­го за­во­да (УАЗ). Здесь с вес­ны 1942 был на­ла­жен вы­пуск гру­зо­вых ав­то­мо­би­лей ЗИС-5В. С 1949 Ш. на Мин­ском ав­то­за­во­де (МАЗ; нач. КБ карь­ер­ных са­мо­сва­лов боль­шой гру­зо­подъ­ём­но­сти). Им раз­ра­бо­та­ны двух­ос­ный МАЗ-525 гру­зо­подъ­ём­но­стью 25 т (пер­вый сов. ав­то­мо­биль с гид­ро­уси­ли­те­лем ру­ля и пла­не­тар­ны­ми ре­дук­то­рами, встро­ен­ны­ми в сту­пи­цы ве­ду­щих ко­лёс) и трёх­ос­ный МАЗ-530 (гру­зо­подъ­ём­ность 40 т). С 1954 гл. кон­ст­рук­тор СКБ «МАЗ». Под рук. Ш. соз­да­ны зад­не­мо­тор­ный тя­гач МАЗ-528 (1955, с ко­лёс­ной фор­му­лой 4×4), од­но­ос­ный тя­гач МАЗ-529 (1956, 2×2), тя­гач-ле­со­воз МАЗ-532 (1957, 4×4) и арт. тя­гач МАЗ-535 (1958, 8: 8), а за­тем се­рия шас­си для са­мо­ход­ных пус­ко­вых ус­та­но­вок боль­шой мощ­но­сти.

Ле­нин­ская пр. (1976), Гос. пр. СССР (1968). На­гра­ж­дён ор­де­на­ми Ле­ни­на (1968, 1973).

Вернуться к началу