Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТУРБОВИНТОВО́Й ДВИ́ГАТЕЛЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 524

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Г. Гаспарян

ТУРБОВИНТОВО́Й ДВИ́ГАТЕЛЬ (ТВД), авиа­ци­он­ный га­зо­тур­бин­ный дви­га­тель, в ко­то­ром тя­га в осн. соз­да­ёт­ся воз­душ­ным вин­том, при­во­ди­мым во вра­ще­ние га­зо­вой тур­би­ной, и час­тич­но (8–12%) ре­ак­ци­ей по­то­ка га­зов, вы­те­каю­щих из ре­ак­тив­но­го со­пла. Ат­мо­сфер­ный воз­дух, по­сту­паю­щий в ТВД при по­лё­те, сжи­ма­ет­ся в воз­ду­хо­за­бор­ни­ке и ком­прес­соре (име­ет 2–6-сту­пен­ча­тую кон­ст­рук­цию), за­тем по­да­ёт­ся в ка­ме­ру сго­ра­ния, ку­да впры­ски­ва­ет­ся че­рез фор­сун­ку авиа­ци­он­ное то­п­ли­во. Об­ра­зо­вав­шие­ся при сго­ра­нии то­п­ли­ва га­зы рас­ши­ря­ют­ся в га­зо­вой тур­би­не, вра­щаю­щей ком­прес­сор и возд. винт; окон­ча­тель­ное рас­ши­ре­ние га­зов про­ис­хо­дит в ре­ак­тив­ном со­пле. Для со­гла­со­ва­ния ско­ро­сти вра­ще­ния ро­то­ра ком­прес­со­ра и возд. вин­та ли­бо (у вер­то­лё­тов) для пе­ре­да­чи вра­щаю­ще­го мо­мен­та на винт, ось ко­то­ро­го рас­по­ло­же­на под уг­лом к оси тур­би­ны, ис­поль­зу­ет­ся ре­дук­тор. ТВД по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние на доз­ву­ко­вых са­мо­лё­тах с Ма­ха чис­лом по­лё­та М<0,8, т. к. воз­душ­ный винт при ма­лых ско­ро­стях по­лё­та (750–1500 об/мин) име­ет вы­со­кий кпд; при уве­ли­че­нии обо­ро­тов его кпд па­да­ет, а сам винт из дви­жи­те­ля пре­вра­ща­ет­ся в тор­моз («эф­фект за­пи­ра­ния»).

Пер­вый в ми­ре се­рий­ный тур­бо­вин­товой са­мо­лёт – Вик­керс «Ви­конт» (пер­вый по­лёт в 1948) с ТВД «Дарт» (1600 л. с.117,6 кВт) фир­мы «Rolls-Royce» (дви­га­тель вы­пус­кал­ся до 1987). В СССР в 1950-х гг. соз­да­ны се­рий­ные ТВД под рук. Н. Д. Куз­не­цо­ва (НК) и А. Г. Ив­чен­ко (АИ) в диа­пазо­не мощ­но­стей от 1880 кВт (АИ-24) до 11000 кВт [НК-12; ус­та­нав­ли­вал­ся на стра­те­гич. бом­бар­ди­ров­щи­ке Ту-95 и на его разл. мо­ди­фи­ка­ци­ях (Ту-142 и пас­са­жир­ский Ту-114), на Ан-22 и эк­ра­но­пла­не A-90 «Ор­лё­нок»]. ТВД дол­гое вре­мя ус­пеш­но исполь­зо­ва­лись в гражд. и во­ен. авиа­ции, от­ли­ча­ясь на­дёж­но­стью и дол­го­веч­но­стью. Напр., АИ-20 (ба­зо­вая мо­дель мощ­но­стью 5440 кВт, бы­ло вы­пу­ще­но ок. 14 тыс.) ос­на­ща­лись пас­са­жир­ские Ил-18 и Ан-10, во­ен­но-транс­порт­ные Ан-8, Ан-12, про­ти­во­ло­доч­ные Ил-38, ам­фи­бии Бе-12.

Вернуться к началу