Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРАМВА́Й

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 334-335

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. П. Ожигин

ТРАМВА́Й (англ. tramway, от tram – ва­гон, те­леж­ка и way – путь), на­зем­ная элек­трич. же­лез­ная до­ро­га, ис­поль­зуе­мая пре­им. в го­ро­дах для пе­ре­воз­ки пас­са­жи­ров по за­дан­ным мар­шру­там; ва­гон или неск. ва­го­нов (ча­ще все­го мо­тор­ные). Ва­гон Т. по­лу­ча­ет элек­тро­энер­гию от тя­го­вой под­стан­ции по­сто­ян­но­го то­ка, как пра­ви­ло, че­рез под­вес­ную кон­такт­ную сеть по т. н. кон­такт­но­му про­во­ду, под­ве­шен­но­му на выс. 5,5–6 м над рель­са­ми, ко­то­рые слу­жат об­рат­ным про­во­дом (ре­же – че­рез кон­такт­ный рельс); при­во­дит­ся в дви­же­ние тя­го­вы­ми элек­тро­дви­га­те­ля­ми.

По на­ли­чию или от­сут­ст­вию тя­го­вых элек­тро­дви­га­те­лей раз­ли­ча­ют ва­го­ны мо­тор­ные и при­цеп­ные; по чис­лу осей – 2-, 4-, 6-, 8- и 10-ос­ные; по кон­ст­рук­ции хо­до­вых час­тей – бес­те­ле­жеч­ные (с дву­мя ко­лёс­ны­ми ося­ми) и те­ле­жеч­ные; по кон­ст­рук­ции ку­зо­ва – не­со­чле­нён­ные (жё­ст­кие) и со­чле­нён­ные; по уров­ню по­ла в пас­са­жир­ском са­ло­не – вы­со­ко- и низ­ко­поль­ные; по ти­пу тя­го­во­го элек­тро­при­во­да – ва­го­ны с рео­стат­но-кон­так­тор­ной сис­те­мой управ­ле­ния, с ти­ри­стор­но-им­пульс­ной сис­те­мой управ­ле­ния или с асин­хрон­ны­ми трёх­фаз­ны­ми элек­тро­дви­га­те­ля­ми и ин­вер­тор­ным пре­об­ра­зо­ва­те­лем. Ино­гда на ба­зе обыч­ных ва­го­нов Т. соз­да­ют­ся разл. спе­циа­ли­зир. ва­го­ны (рель­со­шли­фо­валь­ные, сне­го­очи­сти­те­ли, гру­зо­вые и т. п.).

Для совр. Т. стро­ит­ся тя­го­вая сеть на на­пря­же­ние 550–750 В; трам­вай­ный ва­гон обыч­но име­ет 2–4 тя­го­вых элек­тро­дви­га­те­ля об­щей мощ­но­стью 80–900 кВт, вме­ща­ет 110–360 пас­са­жи­ров, снаб­жён элек­трон­ны­ми и мик­ро­про­цес­сор­ны­ми сис­те­ма­ми управ­ле­ния и раз­ви­ва­ет ско­рость до 65–90 км/ч и бо­лее.

Про­то­ти­пом Т. в Рос­сии счи­та­ет­ся «рель­со­вый эки­паж» на элек­трич. тя­ге, по­стро­ен­ный и ис­пы­тан­ный Ф. А. Пи­роц­ким в 1880; эки­паж имел тя­го­вый дви­га­тель мощ­но­стью 4 л. с. (2,94 кВт), дви­гал­ся со ско­ро­стью 10–12 км/ч и был рас­счи­тан на 40 пас­са­жи­ров. В 1881 в Гер­ма­нии пу­ще­на пер­вая трам­вай­ная ли­ния Бер­лин – Лих­тер­фель­де про­тя­жён­но­стью 2,5 км. В Рос­сии ре­гу­ляр­ное пас­са­жир­ское дви­же­ние Т. от­кры­лось в Кие­ве в 1892, в Мо­ск­ве – в 1899.

Ин­тен­сив­ный рост трам­вай­но­го дви­же­ния при­хо­дит­ся на 1920–30-е гг., ко­гда Т. ста­но­вит­ся од­ним из осн. ви­дов гор. пас­са­жир­ско­го об­ществ. транс­пор­та. По­те­ря по­пу­ляр­но­сти Т. в по­сле­дую­щие го­ды свя­за­на с бур­ным раз­ви­ти­ем и рас­про­стра­не­ни­ем ав­то­бу­сов, од­на­ко уже с 1970–80-х гг. вновь на­блю­да­ет­ся зна­чит. ин­те­рес к раз­ви­тию Т., обу­слов­лен­ный, в ча­ст­но­сти, эко­ло­гич. при­чи­на­ми, по­вы­шен­ной (по срав­не­нию с ав­то­бу­са­ми) безо­пас­но­стью пе­ре­во­зок и бла­го­да­ря тех­но­ло­гич. усо­вер­шен­ст­во­ва­ни­ям. Ин­тен­сив­но­му раз­ви­тию Т. в ус­ло­ви­ях рос­та ав­то­мо­биль­но­го дви­же­ния, за­то­ров на до­ро­гах, уве­ли­че­ния за­га­зо­ван­но­сти воз­ду­ха и т. п. спо­соб­ст­во­ва­ло так­же по­яв­ле­ние ско­ро­ст­но­го Т., дви­жу­ще­го­ся в 1,5–2 раза бы­ст­рее обыч­но­го Т., раз­ви­вающе­го ско­рость до 30–40 км/ч (рель­со­вые пу­ти для ско­ро­ст­но­го Т. обыч­но рас­по­ла­га­ют на обо­соб­лен­ном по­лот­не). Осо­бен­но эф­фек­ти­вен ско­ро­ст­ной Т. на ли­ни­ях, свя­зы­ваю­щих центр. гор. рай­оны с ок­ра­ин­ны­ми и за­го­род­ны­ми, от­да­лён­ны­ми про­мыш­лен­ны­ми или жи­лы­ми рай­она­ми и зо­на­ми от­ды­ха. Пер­вая в СССР ли­ния ско­ро­ст­но­го Т. на­ча­ла экс­плуа­ти­ро­вать­ся в Кие­ве в 1978.

Лит.: По­но­ма­рев А. А., Иеро­поль­ский Б. К. Под­виж­ной со­став и со­ору­же­ния го­род­ско­го эле­кт­ро­тран­спор­та. М., 1981; Го­дес Я. Г. Этот но­вый ста­рый трам­вай. Л., 1982; Хи­цен­ко В. В. Раз­ви­тие ско­ро­ст­но­го трам­вай­но­го тран­спор­та. М., 1991; Тар­хов С. А. Ис­то­рия мо­сков­ско­го трам­вая. М., 1999.

Вернуться к началу